Про советские самоходные артиллерийские установки СУ-152 и ИСУ-152, вооружённые танковой модификацией 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г., ходит немало мифов, и в отечественной литературе, посвящённой событиям Великой Отечественной, эти машины часто называют «Зверобоями». Авторы, превозносящие противотанковый потенциал тяжелых САУ со 152-мм орудием, забывают, для чего эти машины создавались, а также упускают из вида дальность прямого выстрела и скорострельность.Безусловно, у противника не имелось серийных танков и самоходок, способных выдержать удар 152-мм снаряда. Но как показывает ход боевых действий на востоке Украины, прямые попадания 152-мм ОФС одинаково успешно наносят тяжелые повреждения или уничтожают как наши ОБТ, так и современные танки западного производства. Это совсем не означает, что современные 152-155-мм самоходные и буксируемые гаубицы создавались специально для борьбы с танками, хотя, безусловно, бронетехника, появляющаяся в зоне досягаемости артиллерии, находится в числе приоритетных целей.
Прежде чем начать рассказ о САУ ИСУ-152, будет логичным упомянуть о предыдущей модели – СУ-152, о причинах появления этих машин и их роли на поле боя. После того как в оборонительных боях начального периода войны были потеряны практически все тяжелые штурмовые танки КВ-2, со 152-мм гаубицей, военные какое-то время не вспоминали про тяжелые САУ. Причиной тому стал негативный опыт с чрезмерно перетяжелённым КВ-2, который по факту, несмотря на наличие башни, являлся самоходкой. Кроме того, особой потребности при ведении оборонительных действий в тяжелой штурмовой самоходной установке не было. Однако после перехода к наступательным боевым действиям бронетанковым частям РККА потребовались качественно новые образцы техники. С учётом имеющегося опыта эксплуатации СУ-76М и СУ-122 встал вопрос о создании штурмовых САУ, вооружённых крупнокалиберными орудиями. Такие самоходки в первую очередь предназначались для разрушения капитальных фортификационных сооружений при прорыве хорошо подготовленной обороны противника. В ходе планирования наступательных операций 1943 года ожидалось, что советским войскам придётся взламывать долговременную глубоко эшелонированную оборону с бетонированными дотами. В этих условиях возникла необходимость в тяжелой самоходной установке с вооружением, аналогичным КВ-2. Однако к тому моменту производство 152-мм гаубиц М-10 было прекращено, а исходя из неудачного опыта эксплуатации КВ-2, устанавливать орудие такого калибра в башне признали нецелесообразным. После анализа всех факторов конструкторы пришли к пониманию того, что с точки зрения получения приемлемых массогабаритных характеристик размещение на боевой машине крупнокалиберного орудия в бронированной рубке является оптимальным. Отказ от башни позволял увеличить объём боевого отделения, снизить массу, удешевить машину и обеспечить лучшие условия обитаемости.К проектированию новой самоходки, вооружённой 152-мм орудием МЛ-20С – танковой модификацией весьма удачной 152-мм гаубицы-пушки обр. 1937 г. (МЛ-20), приступили во второй половине 1942 года. Работы шли ударными темпами, и уже в конце января 1943 года на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) была завершена постройка первого прототипа тяжелой САУ СУ-152. Базой для новой самоходной установки стал тяжелый танк КВ-1с. Компоновка САУ была такой же, как и у большинства советских самоходных установок того времени. Один из прототипов СУ-152По уровню защищённости СУ-152 практически соответствовала танку КВ-1с. Толщина лобовой брони рубки составляла 75 мм, лба корпуса – 60 мм, бортов корпуса и рубки – 60 мм. Боевая масса – 45,5 т. Дизельный двигатель В-2К мощностью 500 л.с. разгонял самоходку по шоссе до 43 км/ч, скорость движения на марше по грунтовой дороге не превышала 25 км/ч. Запас хода по шоссе – до 330 км. Экипаж – 5 человек.Орудие имело сектор горизонтального обстрела 12° и углы возвышения от −5 до +18°. В боекомплект входило 20 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. В ходе испытаний на скорострельность удалось добиться темпа стрельбы 2,8 выстр./мин. Но реальная боевая скорострельность не превышала 1-1,5 выстр./мин. Дальность ведения огня по визуально наблюдаемым целям достигала 3,8 км. Максимальная дальность стрельбы – 6,2 км.Первую партию из 14 серийных машин удалось сдать в феврале 1943 года. 14 февраля 1943 года, одновременно с принятием на вооружение СУ-152, вышло постановление ГКО № 2889 «О сформировании тяжелых самоходных артиллерийских полков РГК», но в войска СУ-152 стали поступать только в апреле. Много времени ушло на устранение производственных дефектов и «детских болячек». Кроме того, по результатам первого применения на фронте выяснилось, что при стрельбе внутри боевого отделения скапливался большой объём пороховых газов, что приводило к потере работоспособности экипажа. Для решения этой проблемы потребовалось вмешательство высшего руководства, после чего на крыше боевого отделения стали устанавливать два вентилятора.Первоначально в ТСАП имелось 6 батарей по две установки в каждой. Впоследствии, исходя из опыта боевых действий, организационно-штатную структуру ТСАП пересмотрели в сторону унификации со штатами полков, вооружённых СУ-76М и СУ-85. По новому штатному расписанию, в ТСАП стало 4 батареи по три САУ в каждой, количество личного состава полка было сокращено с 310 до 234 человек, а во взвод управления вводился «командирский» танк КВ-1с и лёгкий бронеавтомобиль БА-64.На первом этапе советское командование не вполне понимало, как использовать тяжелые самоходные установки, и их пытались применять по аналогии с артиллерийскими полками, вооружёнными 152-мм гаубицами-пушками МЛ-20. Однако СУ-152 имели меньшую дальность стрельбы, а несовершенство радиостанций, установленных в машинах, затрудняло управление огнём, препятствовало нормальной связи с передовыми артиллерийскими наблюдателями, и чаще всего наводчики СУ-152 вели огонь по визуально наблюдаемым целям. В наступлении самоходки обычно поддерживали огнём танки, двигаясь позади них на расстоянии 600-800 м, стреляли прямой наводкой по фортификационным сооружениям противника и уничтожали огневые точки.В обороне тяжелые САУ использовались как кочующие орудия, ведя огонь по атакующему противнику из укрытий или выезжая на прямую наводку. Очень часто СУ-152 действовали как противотанковый резерв. Таким образом, тактика действий ТСАП мало отличалась от тактики САП, имеющих самоходки других типов, но эффективность стрельбы по живой силе и укреплениям ввиду большего разрушительного действия 152-мм снаряда была выше, чем у 76-122-мм самоходных установок.После первых месяцев эксплуатации из действующей армии стали поступать замечания. Высказывались серьёзные претензии к обзорности из боевого отделения, так как перископические приборы имели большие зоны непросматриваемого пространства, что нередко становилась причиной потерь машин. Много нареканий было относительно малого боезапаса. В войсках практиковалось увеличение боекомплекта с 20 до 25 выстрелов путём размещения дополнительных 5 выстрелов под орудием. Снаряды и заряды дополнительного боекомплекта лежали на полу, закреплённые самодельными деревянными колодками. Погрузка нового боезапаса была трудоёмкой и физически тяжелой операцией, занимавшей более 30 минут. Наличие топливного бака внутри боевого отделения в случае пробития брони вражеским снарядом нередко становилось причиной гибели всего экипажа.Тем не менее, из трёх первых советских штурмовых самоходных установок, запущенных в серийное производство после начала войны, эта машина оказалась самой удачной. У СУ-152, в отличие от СУ-76, не было явных дефектов моторно-трансмиссионной группы. Кроме того, боевое отделение самоходки, построенной на более сбалансированном шасси тяжелого танка КВ-1с, было более просторным, чем на СУ-122. Сама по себе конструкция боевой машины, оснащённой очень мощным 152-мм орудием, оказалась достаточно удачной. Серийное производство СУ-152 продолжалось до января 1944 года. Всего было сдано 670 самоходок этого типа. Наиболее активно СУ-152 применялись на фронте в период с осени 1943 года до лета 1944 года.Против вражеской бронетехники СУ-152 были использованы в середине 1943 года под Курском, где находились два ТСАП. За период с 8 по 18 июля 1541-й ТСАП отчитался о 7 уничтоженных «Тиграх», 39 средних танках и 11 самоходных установках противника. В свою очередь 1529-й ТСАП 8 июля уничтожил и подбил 4 танка (из них 2 «Тигра»), а также 7 самоходок. В ходе сражения на Курской дуге СУ-152, двигаясь позади танков, оказывали им огневую поддержку и вели огонь с закрытых огневых позиций. Для стрельбы использовались только осколочно-фугасные снаряды, бронебойных в боекомплекте на тот момент не имелось. В связи с тем, что прямых столкновений с немецкими танками было немного, больших потерь удалось избежать. В сражении эпизодически участвовали всего 24 тяжелых самоходных установки и особого влияния на ход боевых действий они не оказали.В отчётах по результатам боевых действий среди бронетехники, уничтоженной экипажами СУ-152, неоднократно фигурируют тяжелые танки «Тигр» и ПТ САУ «Фердинанд». Впрочем, если суммировать все заявки на уничтожение вражеских тяжелых танков и самоходок, поступившие из действующей армии, то получится, что наши танкисты и артиллеристы уничтожили «Тигров» и «Фердинандов» в несколько раз больше, чем их было выпущено. В большинстве случаев это происходило не потому, что кто-то хотел приписать себе несуществующие заслуги, а по причине трудности идентификации вражеской бронетехники на поле боя. Немецкие средние танки Pz.Kpfw. IV поздних модификаций, оснащённые длинноствольными орудиями и противокумулятивными экранами, навешенными на борт корпуса и башню, до неузнаваемости меняли свой внешний вид и становились похожими на тяжелый «Тигр», а «Фердинандами» с лета 1943 года в РККА называли все германские САУ с задним расположением боевого отделения. У немцев также была очень хорошо поставлена служба эвакуации с поля боя повреждённых танков. Достаточно часто «уничтоженные» в советских сводках «Тигры» успешно восстанавливались в полевых танкоремонтных мастерских и снова шли в бой.Что касается защищённости самой СУ-152, то к середине 1943 года она уже не в полной мере соответствовала сложившимся реалиям советско-германского фронта. Лобовая броня СУ-152 могла быть пробита 75-мм противотанковой пушкой Pak. 40 и танковым орудием Kw.K.40 L/48 с дистанции 1000 м.Создание, выпуск и структура подразделений, оснащённых САУ ИСУ-152Параллельно с запуском в серийное производство тяжелого танка ИС-85 встал вопрос о создании на его базе тяжелой самоходной артиллерийской установки, вооружённой 152-мм орудием МЛ-20С. Самоходка ИСУ-152 разрабатывалась конструкторским бюро опытного завода № 100 и официально поступила на вооружение РККА 6 ноября 1943 года. Однако с момента принятия на вооружение до появления в действующей армии прошёл немалый срок. В связи с перегруженностью производственных мощностей на первых порах новая САУ выпускалась в очень небольших объёмах, и какое-то время параллельно осуществлялась сборка хорошо освоенных СУ-152.ИСУ-152Серийное производство ИСУ-152 велось на Челябинском Кировском заводе (ЧКЗ) и на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). В 1943 году ЧКЗ сдал военным 35 ИСУ-152, а в 1944 году – 1340 самоходок, до конца мая 1945 года было построено 1885 машин.ИСУ-152 вместе с СУ-152 и ИСУ-122 направились для формирования тяжелых самоходно-артиллерийских полков. С мая 1943 года по 1945 год было сформировано 53 ТСАП. В каждом полку было 4 батареи по 5 САУ. Во взводе управления также имелся танк ИС-2 или самоходка командира полка. В декабре 1944 года для обеспечения огневой поддержки танковых армий началось формирование гвардейских тяжелых самоходно-артиллерийских бригад. Их организационная структура была заимствована у танковых бригад, количество машин в обоих случаях было одинаковым – 65 самоходок или танков соответственно. При проектировании ИСУ-152 учли опыт боевого применения и эксплуатации СУ-152, и разработчики постарались избавиться от ряда конструктивных недостатков. В процессе производства в конструкцию самоходки вносились изменения, направленные на повышение боевых и эксплуатационных качеств и снижение себестоимости. После устранения «детских болячек» ИСУ-152 зарекомендовала себя очень надёжной и неприхотливой машиной.Одним из приоритетов стало повышение защищённости боевой машины. По сравнению с СУ-152, бронекорпус ИСУ-152 отличался несколько большей высотой и большим внутренним объёмом рубки, что обеспечивало лучшие условия работы экипажа.Лоб корпуса и рубки были прикрыты 90-мм бронёй. Толщина верхней части борта корпуса и рубки составляла 75 мм, нижней части борта корпуса – 90 мм. Маска орудия – 100 мм. Во второй половине 1944 года началось строительство самоходок со сварной передней частью корпуса из катаных бронеплит вместо одной цельнолитой детали, толщину бронемаски орудия довели до 120 мм.Бронезащита ИСУ-152 не могла гарантированно противостоять бронебойным снарядам, выпущенным из буксируемых противотанковых орудий 8,8 cm Pak. 43, танковых 8,8 cm KwK. 36 L/56 и 8,8 cm Kw.K. 43, а также зенитных 8,8 cm FlaK. 18/36/37/41. Однако лобовая броня на дистанции более 800 м успешно держала удары снарядов 75-мм противотанковой пушки Pak. 40 и танкового орудия Kw.K.40 L/48. Много внимания было уделено повышению надёжности и эксплуатационного ресурса моторно-трансмиссионной и ходовой части. Дизельный двигатель В-2-ИС с максимальной мощностью 520 л.с. мог разогнать на шоссе машину массой 46 т до 30 км/ч. Скорость движения по грунтовой дороге обычно не превышала 20 км/ч. Запас хода по шоссе – до 250 км.Основное вооружение, прицельные приспособления и состав экипажа остались такими же, как на предыдущей модели. Но по сравнению с СУ-152 условия работы экипажа и обзор из машины стали лучше. Машины, выпускавшиеся с конца 1944 года, вооружили 12,7-мм зенитным пулемётом ДШК и увеличили ёмкость внутренних и наружных топливных баков. К крупнокалиберному зенитному пулемёту, установленному на правом круглом люке командира машины, имелось 250 патронов в пяти коробках.На завершающем этапе войны вражеская авиация редко пыталась бомбить и штурмовать нашу бронетехнику, но 12,7-мм зенитная пулемётная установка оказалась очень полезной при ведении уличных боёв.Боевое применение ИСУ-152 в ходе Второй мировойХотя в советской и российской военной мифологии ИСУ-152 считается нашей сильнейшей ПТ САУ, реальный противотанковый потенциал этой машины не так хорош, как об этом иногда пишут. К моменту, когда ТСАП были в достаточной мере насыщены ИСУ-152, танки противника стали появляться на поле боя реже, и тяжелые самоходки в основном использовались по своему прямому назначению – для разрушения долговременных огневых точек, проделывания проходов в заграждениях, огневой поддержки наступающих войск. В то же время, как только танки противника появлялись в поле зрения наводчика, они мгновенно становились первоочередной целью. Прямое попадание бронебойного снаряда 53-БР-540 массой 48,9 кг приводило к гарантированному уничтожению любого вражеского танка, вне зависимости от дистанции ведения огня.Танк Pz.Kpfw. V Panther после попадания 152-мм снарядаДругое дело, что при начальной скорости снаряда 600 м/с дальность прямого выстрела составляла 800 м, а боевая скорострельность не превышала 1,5 выстр./мин. В дуэльной ситуации у экипажа «Тигра» или «Пантеры» имелось гораздо больше шансов на победу, чем у 152-мм САУ. Справедливости ради стоит сказать, что советское командование это понимало и против танков противника ИСУ-152 старались использовать из засад. Имеется немало примеров успешной стрельбы по бронетехнике 152-мм осколочно-фугасными снарядами на дистанции более 3000 м. В этом случае огонь по противнику, как правило, вели несколько самоходных установок. При прямом попадании во вражеский танк, даже если не происходило пробитие брони, он наверняка получал тяжелые повреждения. Близким разрывом выводились из строя ходовая часть, вооружение и оптика. Попав под обстрел 152-мм ОФС, танки противника в большинстве случаев спешно ретировались.В равных условиях при прямом противостоянии с бронетехникой противника гораздо большую эффективность, чем ИСУ-152, демонстрировали СУ-85, СУ-100 и СУ-122/122С. Так, намного более дешёвая самоходка СУ-85, построенная на шасси Т-34 и вооружённая 85-мм пушкой, была способна сделать до 6 выстр./мин. На дистанции 800 м 85-мм бронебойный снаряд с достаточно высокой вероятностью пробивал лобовую броню «Тигра». При этом силуэт СУ-85 был ниже, а подвижность лучше.Тяжелые самоходки при грамотной тактике применения несли меньшие потери, чем танки, но в наступлении они порой сталкивались с противотанковой артиллерией и 88-105-мм зенитками, действующими с хорошо замаскированных позиций, а также с немецкими тяжелыми танками и ПТ САУ.Первые ИСУ-152 появились на фронте в марте 1944 года. За весь 1944 год было безвозвратно потеряно 369 машин, большая их часть стала жертвой буксируемых орудий, была утрачена в результате воздействия реактивных кумулятивных гранат или подорвалась на минах. С учётом того, что не все выпущенные в 1944 году машины участвовали в боевых действиях, уровень потерь составил примерно 25 % от первоначально имевшегося состава. Весьма результативно тяжелые САУ действовали в городских боях. Попадание 152-мм снаряда с установкой взрывателя на фугасное действие в двухэтажный кирпичный городской дом обычно приводило к обрушению межэтажных перекрытий и межкомнатных стен. После взрыва снаряда 53-ОФ-540, весившего 43,56 кг и содержащего почти 6 кг тротила, от здания зачастую оставались лишь полуразрушенные внешние стены. Благодаря относительно короткому стволу орудия самоходки ИСУ-152 достаточно свободно маневрировали на тесных улицах европейских городов. В тех же условиях механикам-водителям САУ СУ-85, СУ-100 и ИСУ-122 было действовать гораздо сложней.Впрочем, ИСУ-152 в условиях городской застройки, когда дальность ведения огня зачастую составляла несколько десятков метров, как и все другие танки и самоходки, имевшиеся в РККА, были весьма уязвимы для пехотных противотанковых средств.В роли самоходной гаубицы ИСУ-152 во время Великой Отечественной применялись редко. Это объясняется трудностью управления огнём самоходок, а также тем, что при стрельбе с закрытых позиций САУ уступала буксируемой гаубице-пушке МЛ-20 с максимальным углом вертикального наведения 65°. При угле возвышения 20° 152-мм орудие МЛ-20С не могло вести огонь по навесным траекториям с высокой крутизной, что существенно сужало область применения ИСУ-152. Подача снарядов с грунта в ходе стрельбы была затруднена, что отрицательно сказывалось на практической скорострельности. Наилучшую эффективность ИСУ-152 демонстрировала именно в роли штурмовой артустановки, стреляя по визуально наблюдаемым целям. В этом случае расход снарядов при выполнении одной и той же задачи был многократно меньше, чем когда самоходка вела огонь с закрытой позиции.После капитуляции нацисткой Германии ТСАП, имевшие в своём составе ИСУ-152, участвовали в боевых действиях против Японии. САУ ИСУ-152 активно использовались при взломе укрепрайонов в Манчжурии. До 3 сентября 1945 года от огня японской тяжелой артиллерии, из-за падения с высоты на горных дорогах и с мостов, подрывов на минах и в результате атак смертников было утрачено и серьёзно повреждено полтора десятка машин.Послевоенное использование ИСУ-152Выпуск ИСУ-152 продолжался до 1947 года, и в послевоенное время удалось сдать 1357 установок. В отличие от ИСУ-122, вооружённых «122-мм самоходной пушкой обр. 1931/44 гг.», самоходные установки со 152-мм орудием МЛ-20С, построенные в 1944-1947 гг., по большей части не ставились на хранение, а активно эксплуатировались в строевых подразделениях до середины 1970-х годов, вплоть до полного насыщения войск САУ нового поколения. По сравнению с ИСУ-122, самоходок, вооружённых 152-мм орудием, в тягачи, ремонтно-эвакуационные машины и мобильные пусковые установки оперативно-тактических ракет переделали немного. В послевоенное время ИСУ-152 модернизировались до уровня ИСУ-152М и ИСУ-152К.Модификация ИСУ-152М получила доработанные агрегаты и ходовую часть танка ИС-2М, зенитный пулемёт ДШКМ с боекомплектом 250 патронов и приборы ночного видения. Старые радиостанции и ТПУ заменялись радиостанциями Р-113 и ТПУ Р-120. Устанавливались более эффективные вентиляторы, удалявшие пороховые газы из боевого отделения.Во второй половине 1950-х на ЛКЗ одновременно с капитальным ремонтом самоходок осуществлялась их переделка в ИСУ-152К. Эта модификация кардинально отличалась от исходного варианта. На крыше рубки установили командирскую башенку с прибором ТПКУ и семью смотровыми блоками. Боекомплект увеличили до 30 выстрелов, для чего пришлось изменить компоновку в боевом отделении и ввести дополнительные крепления для снарядов и зарядов. Вместо прицела СТ-10 был установлен усовершенствованный телескопический прицел ПС-10. Часть машин оснастили новыми радиостанциями Р-123. Зенитный пулемёт ДШК заменили модернизированным ДШКМ с боекомплектом, увеличенным до 300 патронов. ИСУ-152К оснастили двигателем В-54К мощностью 520 л.с. Усовершенствованию подверглась система смазки, конструкция радиаторов тоже стала другой. Ёмкость топливных баков возросла до 1280 л, благодаря чему запас хода достиг 360 км. В ходовой части использовались элементы тяжелого танка Т-10. Масса самоходки увеличилась до 47,2 т, однако динамические характеристики остались прежними.Через 15 лет после завершения производства бронезащита ИСУ-152 уже не столь хорошо защищала от противотанковых средств потенциального противника. В связи с этим 152-мм самоходки во многом утратили штурмовые функции. Основной задачей подразделений, оснащённых ИСУ-152, стала огневая поддержка атакующих танков. При этом, согласно новой концепции применения САУ, их появление непосредственно на поле боя в большинстве случаев не предусматривалось. Больше внимания стали уделять стрельбе с закрытых позиций, хотя проблема подачи снарядов с грунтов так и не была решена. В послевоенное время ИСУ-152 не только задействовались в манёврах, но и участвовали в боевых действиях. Тяжелые самоходки активно отметились во время подавления антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 году. Тяжелые 152-мм снаряды, как и при штурмах немецких городов, очень эффективно уничтожали огневые точки в зданиях и сносили баррикады, перегораживающие улицы. На определённом этапе боевые действия носили очень ожесточённый характер, и имеются свидетельства, что несколько ИСУ-152 получили повреждения и даже были захвачены повстанцами.Модернизированные 152-мм самоходные установки долго эксплуатировались во всех районах СССР, они даже стояли на вооружении артиллерийских подразделениях морской пехоты и отрабатывали высадку на побережье с больших десантных кораблей.Согласно имеющейся информации, ИСУ-152 служили в артиллерийском дивизионе 55-й дивизии морской пехоты Тихоокеанского флота до 1983 года.К середине 1980-х часть списанных самоходок была разделана на металл или использована в роли мишеней на танковых полигонах и артиллерийских стрельбищах.Впрочем, немалое число ИСУ-152, находящихся в приемлемом техническом состоянии, отправили на хранение, а также использовали на в разного рода испытаниях и экспериментах. ИСУ-125Например, на установке, известной как ИСУ-125, тестировали 125-мм гладкоствольную танковую пушку 2А46. Несколько ИСУ-152 было задействовано в ликвидации ядерной аварии в Чернобыле. Эти машины перебросили в Припять с базы хранения в Новомосковске Днепропетровской области. Ряд авторов утверждают, что ИСУ-152 планировали использовать для того, чтобы выстрелом проделать дыру в корпусе аварийного четвёртого энергоблока, после чего предполагалось протянуть через неё шланг для подачи жидкого азота под фундаментную плиту.В реальности САУ под Чернобылем применяли как тяжелые гусеничные тягачи, а также для сноса построек таранными ударами.Согласно свидетельствам очевидцев, в радиоактивной зоне в 1986 году находилось три самоходки. Две из них брошены в окрестностях Припяти, судьба третьей не известна.Советский Союз также передавал тяжелые самоходки своим союзникам. После окончания Второй мировой приблизительно два десятка ИСУ-152 эксплуатировались в Войске Польском до конца 1960-х.Несколько САУ имелось в чехословацкой армии. Большую их часть законсервировали во второй половине 1950-х. Но одна разоружённая машина эксплуатировалась на танковом полигоне для испытаний противотанковых заграждений и в качестве тяжелого тягача. В 1980-е годы чехи использовали шасси нескольких САУ для создания тяжелых бульдозеров ISU Bulldozer.В Финляндии в послевоенное время эксплуатировалась одна из двух захваченных летом 1944 года ИСУ-152. В ходе ремонта эта самоходка была переделана в тягач, получивший обозначение Ps.745-1, эксплуатировавшийся до 1964 года. Ps.745-1Впоследствии на эту САУ вернули орудие и установили её в танковом музее в Пароле, где она и находится до сих пор.Румыния получила 24 ИСУ-152 в начале 1950-х. Эти самоходки под обозначением Т-152 служили в артиллерийских подразделениях 6-й, 7-й и 57-й танковых дивизий румынской армии до конца 1980-х.В 1955 году Советская Армия, покидая территорию КНР, оставила НОАК 67 САУ ИСУ-152. Согласно справочным данным, в Китае в начале 1990-х на хранении всё ещё имелось 45 машин.Несколько ИСУ-152 приняло участие в Корейской войне. После заключения перемирия Северная Корея получила до полусотни тяжелых самоходок. Возможно, что они до сих пор находятся в резерве. Западные источники пишут, что как минимум одна машина использовалась в реализации ракетной программы КНДР.В первой половине 1960-х СССР передал Египту более 20 ИСУ-152. Египтяне их использовали в 1967 году в роли неподвижных огневых точек.Несколько исправных САУ и тягачей ИСУ-Т было захвачено израильской армией, сейчас одна ИСУ-152 экспонируется в бронетанковом музее в Латруне.Какое-то количество тяжелых 152-мм самоходок советского производства имелось в Ираке.Сообщается, что иракская армия пыталась использовать САУ при отражении американского вторжения в 2003 году. В сети есть фото одной ИСУ-152, уничтоженной в окрестностях города Фаллуджа. Судя по всему, внутри самоходки сдетонировал боекомплект, и в результате мощного взрыва была сорвана рубка. Продолжение следует…
Источник
|