03:50
Резня на острове Бикон Айленд

Резня на острове Бикон АйлендОснованной в 1602 году VOC, первому в мире акционерному обществу, были предоставлены широчайшие привилегии, не считая исключительного права на торговлю с Азией. Компания могла заключать договоры, объявлять и вести войну, основывать колонии, чеканить свою монету, судить, подвергать заключению и казнить. Ей предоставили полную власть над просторами к востоку от Мыса Доброй Надежды вплоть до Мыса Горн. За время своего существования VOC направила для торговых операций в Азии более миллиона европейцев на 4 785 судах и доставила в европейские страны около 2,5 миллионов тонн азиатских товаров. О финансовом могуществе Ост-Индской компании свидетельствует тот факт, что ее капитал, в пересчете на современный денежный эквивалент, равен суммарному капиталу 20 крупнейших современных мировых компаний.



29 октября 1628 года конвой из семи судов Компании во главе с флагманом, парусником «Батавия», вышел из голландского порта Тексель и направился в далекий путь, длившийся обычно от 8 до 9 месяцев, в Батавию (нынешняя Джакарта).Обычный маршрут перехода судов VOC в Ост-Индию«Батавия» была одним из крупнейших и новейших судов VOC (вошла в строй 29 июня 1628 г.). Это был трехмачтовый корабль водоизмещением 1200 тонн. Паруса площадью 3100 м² обеспечивали скорость до 5 узлов, а для самообороны «Батавия» была вооружена 24 пушками.Реплика «Батавии»Из порта судно вышло, имея на борту, по официальным данным, 341 человека (хотя некоторые из них, вероятно, дезертировали перед отходом): купцы VOC, 180 членов экипажа, 100 солдат, 50 пассажиров, включая 22 женщин, а также детей. Для закупки азиатских товаров, в первую очередь столь ценимых в Европе пряностей, на судно погрузили 12 сундуков с серебряными монетами стоимостью 250 000 голландских гульденов, которые сейчас оценивают в 8 млн долларов, а также драгоценности (еще 3 млн). Кроме того, в трюмах находилось снабжение для колонии на острове Ява, включая... кирпичи и камин, служившие также балластом.На борт приняли многомесячный запас продовольствия и пресной воды, так как ближайшая возможность их пополнения могла представиться только через несколько месяцев на Мысе Доброй Надежды. Во время длительных переходов в пищу использовались солонина, вяленая рыба, сыр, бобовые и сухари. Всё это служило пищей не только людям, но и всякого рода червячкам и жучкам (конкурентами были и вездесущие корабельные крысы) и поэтому быстро приобретало весьма неаппетитный вид и вкус. Для питья полагалось 1,5 литра воды или пива на человека в сутки. Уже через несколько недель вода превращалась в зловонную жижу, поэтому дизентерия становилась частым гостем на борту судов, а нехватка витаминов приводила к заболеванию цингой. Несколько разнообразили питание погруженные на борт «Батавии» живые свиньи, козы и куры.Для большинства жизнь на борту «Батавии», как и других судов той эпохи, протекала в спартанских условиях. Если капитан, судовые офицеры, чиновники VOC и привилегированные пассажиры еще могли рассчитывать на каюты с минимальным комфортом и некоторой интимностью, то остальная часть пассажиров, членов экипажа и солдаты ютились на батарейной палубе и расположенной ниже палубе (орлоп-деке). На голландском флоте в это время подвесные койки (гамаки) распространение еще не получили, и мужчины, женщины и дети спали вповалку на набитых гречневой шелухой или шерстью тюфяках или циновках. Вентиляция отсутствовала, и люди месяцами находились в душных помещениях, заполненных смрадом потных немытых тел. Если в тропиках приходилось страдать от жары, то в северных регионах — от холода, так как огонь разрешалось разжигать только на камбузе.Батарейная палуба реплики «Батавии»Настоящим бичом были тараканы. На одном из судов той поры капитан был столь измучен ими, что пообещал матросам порцию бренди за каждую тысячу убитых тараканов. Через несколько дней ему предъявили... 32 500 раздавленных насекомых!Автору статьи посчастливилось побывать на борту современной реплики «Батавии» во время ее стоянки в австралийском порту Сидней. Удивили малые межпалубные расстояния, не позволяющие взрослому человеку выпрямиться в полный рост, и устройство расположенного на носу гальюна (морское название WC, а также носовой части парусного судна). Роль унитаза играла доска с отверстием, а туалетной бумаги — полощущийся за бортом толстый пеньковый канат.Гальюн реплики «Батавии»На «Батавии», как и на других судах Ост-Индской компании, существовала система двоевластия. Капитану Ариаену Якобсу (Ariaen Jacobsz) приходилось делить свою власть со старшим купцом и представителем компании Франсиско Пелсаертом (Francisco Pelsaert). Они были давно знакомы и испытывали взаимную неприязнь, близкую к враждебности.Заместителем Пенсаерта был младший купец Йеронимус Корнелис (Jeronimus Cornelisz), ставший злым гением «Батавии» и инициатором самого кровавого мятежа в истории мореплавания. Он был последователем учения нидерландского художника Йоханнеса Симонса ван дер Беека (Johannes Symonsz van der Beeck, 1589–1644), известного под псевдонимом Йоханнес Торрентиус (Johannes Torrentius), обвиненного в ереси, богохульстве, атеизме и сатанизме. Для кальвинистской Голландии с ее строгими нравами это было очень серьезным преступлением.Йоханнес ТоррентиусКорнелис имел весьма подпорченную репутацию. Ранее он владел аптекой, но обанкротился, вдобавок к этому его новорожденный сын умер от сифилиса, а за приверженность идеям Торрентиуса ему грозила тюрьма. Поэтому решил покинуть Нидерланды, но совершенно непонятно, как Корнелису удалось обойти строгие кадровые требования Ост-Индской компании.Разыгравшийся в Северном море шторм разбросал суда конвоя, и теперь «Батавию» сопровождали только два судна. А в тропической зоне Атлантики эта тройка надолго застряла в полосе мертвого штиля. Запас пресной воды подходил к концу, и для его пополнения пришлось направиться к побережью Сьерра-Леоне. «Гостеприимная» Африка наградила голландцев малярией и желтой лихорадкой, а затем их посетил и тиф.14 июня 1629 года «Батавия» наконец бросила якорь у мыса Доброй Надежды, где пополнили запасы. После короткого отдыха конвой вышел на просторы Индийского океана, и вскоре «Батавия» отделилась от своих спутников, в чем позднее заподозрили капитана. Далее судно следовало по так называемому «маршруту Броувера» (Brouwer Route). Этот маршрут был открыт голландским мореплавателем Хендриком Броувером в 1611 году и почти вдвое сокращал время перехода через Индийский океан в Голландскую Ост-Индию. При этом курс от мыса Доброй Надежды сначала прокладывался строго на восток, а в восточной части океана — на север. Но в этом случае возникал сложный вопрос с определением места поворота, так как в то время определить географическую долготу могли крайне приблизительно — для этого необходимо точно знать время в данной точке, но первые хронометры были созданы только в первой половине 18 века.В это время в голове Корнелиса, возможно, и при участии капитана Якобса, зрели зловещие планы мятежа и захвата судна с его драгоценным грузом. По ряду свидетельств, в дальнейшем они планировали заняться пиратством, базируясь на острове Маврикий или Мадагаскар.Корнелису удалось тайно завербовать около двух десятков сторонников, при этом он проводил с ними эффективную «идеологическую работу», основные постулаты которой состояли в следующем:• Ад и дьявол не существуют• Библия это всего лишь сборник сказок• Любое человеческое деяние всегда происходит с соизволения Божьего.Как и в любой приключенческой истории, здесь не обошлось без любовной интриги, что неудивительно при столь долгом и скучном плавании молодых и полных энергии путешественников. Главной причиной конфликта стала 27-летняя Лукреция ван дер Мийлен (Lucretia van der Mijlen), следовавшая к своему мужу в Батавию в сопровождении служанки Звантье Хендрикс (Zwaantje Hendriks). Благодаря своему богатству и знакомству с Франсиско Пельсартом дама жила в отдельной каюте и вращалась в кругу офицеров, а не на общей жилой палубе. Капитан Якобс положил глаз на Лукрецию, но когда она отказалась отвечать на его ухаживания, то обратил свое внимание на ее служанку, которая, по-видимому, ответила ему взаимностью. Таким образом, на «Батавии» образовалось несколько лагерей: Пельсарт и Лукреция с одной стороны, и Адриан Якобс и Звантье Хендрикс с другой. Йеронимус Корнелис играл роль главного интригана, но на заднем плане.В одну из ночей группа мужчин в масках набросилась на Лукрецию и, держа ее за ноги за бортом, грозили выбросить в море. Затем ее измазали экскрементами и смолой. Несмотря на весь ужас случившегося, жертве удалось опознать одного из нападавших, и впоследствии он был повешен в Батавии.Случай с Лукрецией мог быть как актом мести отвергнутого капитана, так и попыткой Корнелиса спровоцировать мятеж команды. В это время Пелсарт тяжело болел, практически не выходил из своей каюты, и ему трудно было поддерживать дисциплину на борту.Верхняя палуба реплики «Батавии»Первоначальным планам мятежа осуществиться не удалось — ранним утром 4 июня 1629 года «Батавия» налетела на коралловый риф Morning Reef, расположенный среди островов Валлаби — северной группы островов архипелага Хоутман Аброльос. Причиной стала навигационная ошибка в определении географической долготы — поворот на север был произведен на 300 с лишним миль к востоку от расчетного места. На момент кораблекрушения на борту находилось 322 (по другим данным — 326) человека, остальные умерли от болезней во время плавания.Острова Валлаби — северная группа островов архипелага Хоутман-Абральос.Открытый в 1619 году голландским мореплавателем Фредериком Хоутманом архипелаг, расположенный в 80 километрах от побережья Западной Австралии, состоит из 122 необитаемых островов, окруженных коралловыми рифами. Населяют его только морские птицы и морские львы, хотя на одном из островов водится одна из разновидностей кенгуру.Хотя «Батавию» облегчили, выбросив за борт пушки и мачты, сняться с рифа не удалось. Поэтому было принято решение переправить на шлюпках основную часть потерпевших кораблекрушение, пресную воду и продовольствие на расположенный неподалеку остров Бикон Айленд (Beacon Island), а меньшую группу из около 40 человек — на остров Трейторс Айленд (Traitor’s Island). Еще 70 человек во главе с Корнелисом оставались на борту.Остров Бикон Айленд, современный вид«Батавия» на рифахТак как занятые подъемом на палубу хранившихся в трюме запасов воды и продовольствия матросы и солдаты, добравшись до спиртного, быстро перепились, то спасти до затопления трюма удалось только около 900 литров пресной воды и 20 бочонков с сухарями. Ситуация усугублялась из-за усилившегося ветра и волнения. Позднее из разрушенного корпуса судна на берег выбросило еще некоторое количество бочек с пресной водой и продовольствием.Понимая, что при столь малых запасах ситуация становится катастрофической, Пельсарт решил на двух шлюпках с 48 человеками на борту, включая капитана Якобса с любовницей Звантье Хендрикс, еще двух женщин и ребенка, отправиться на остров Ява за помощью. Выйдя в путь 7 или 8 июня, они за 33 суток без человеческих потерь прошли 1600 морских миль, достигнув берегов Ост-Индии.В Батавии Якобса и Звантье Хендрикс заключили в тюрьму, а одного из участников нападения на Лукрецию ван дер Мийлен повесили. Для спасения жертв крушения «Батавии» и находившихся на его борту ценностей местный генерал-губернатор выделил в распоряжение Пельсаерта 500-тонный парусник «Сардам» (“Sardam”). Это судно было частью вышедшей из Текселя флотилии во главе с Франсиско Пельсаертом и прибыло в Батавию 7 июля 1629 года. Переход спасательной экспедиции к далеким берегам Австралии и поиск места кораблекрушения занял 63 дня. Наконец, вечером 16 сентября обломки «Батавии» были обнаружены.А в это время на островках архипелага Хоутман Аброльос разыгрывалась леденящая сердце кровавая трагедия. 13 июня под ударами волн корпус «Батавии» окончательно разрушился. Из числа находившихся на борту 70 человек 40 утонули, а остальным, включая Йеронимуса Корнелиса, после двухдневного дрейфа на обломках судна удалось добраться до берега Бикон Айленда.Песчаный, местами покрытый гуано морских птиц, безводный островок Бикон Айленд площадью всего лишь 5,25 гектара имеет максимальные размеры 450 на 275 метров и возвышается над уровнем океана на два метра. Только местами здесь растут жесткие травы.Будучи старшим по должности среди оставшихся на островах жертв кораблекрушения, Корнелис принял командование, присвоив себе чин «капитан-генерала», и потребовал, чтобы все именем Господа Бога в письменном виде поклялись ему в верности (что было исполнено 12 июля и позднее) и передали в его распоряжение оружие и продовольствие. Он также организовал «совет», который должен был придавать некую «легитимность» действиям Корнелиса и его подручных.Заговорщики вынашивали зловещие планы убийства большинства уцелевших, намереваясь свести их численность до абсолютно верных 45 человек. С одной стороны, этим намеревались сократить число едоков, а с другой — сформировать группу людей, готовых захватить прибывшее на их спасение судно и заняться пиратством.Группу сохранявших верность Ост-Индской компании безоружных солдат (около 20 человек) во главе с 42-летним Виеббе Хайесом (Wiebbe Hayes) отвезли на находившийся в девяти километрах Вест Валлаби Айленд «для поиска воды» и оставили там. В случае обнаружения воды они должны были подать дымовой сигнал, хотя Корнелис надеялся, что солдаты погибнут на острове от голода и жажды.Первые убийства произошли в начале июля, при этом на первом этапе казни, в основном за кражу продовольствия, утверждались «советом», а позднее они превратились в настоящую вакханалию. Часто убийства становились своего рода развлечением.Жертв топили в море, перерезали им горло, рубили мечами, забивали до смерти, а детей иногда просто душили. При этом руки Корнелиса оставались чистыми — лично он в убийствах не участвовал. Но по его приказу было убито от 115 до 125 человек, включая 12 женщин и 7 детей.Резня на острове Бикон АйлендМятежники оставили в живых семерых женщин для сексуальных утех, при этом их заставили в письменном виде засвидетельствовать, что они будут беспрекословно подчиняться возжелавшим их мужчинам. Пять из них предназначались для «общего пользования», Лукреция досталась Йерониму Корнелису, а старшей дочери кальвинистского проповедника (жена которого и семь младших дочерей были безжалостно убиты) пришлось делить постель также с одним мужчиной.Тем временем солдатам Хайеса удалось на одном из островов найти пресную воду, и они подали условный сигнал, но ответной реакции не последовало. Однако вскоре по ночам на самодельных плотиках с Бикон-Айленда мелкими группами стали прибывать люди, пытавшиеся спастись от резни. Их число достигло сорока семи.Узнав о кровавом побоище и опасаясь нападения мятежников, Хайес приказал соорудить вокруг водяного колодца некое подобие каменных укреплений (считаются первыми европейскими постройками в Австралии), а из деревянных и металлических (обручей, трехдюймовых гвоздей) обломков кораблекрушения, выброшенных на берег, изготовили импровизированное оружие — пики, палицы и т. п. Вода, яйца и мясо птиц, таммар-валлаби (разновидность кенгуру) и морских львов позволяло этой группе сохранять хорошее физическое состояние в отличие от полуголодных обитателей Бикон-Айленда.На протяжении августа и сентября мятежники предприняли четыре безуспешных попытки сломить сопротивление группы Хайеса. В ходе третьей из них в плен был захвачен Корнелис и убиты четверо его приспешников.Руководство на Бикон-Айленде перешло в руки ближайшего приспешника Корнелиса — кровожадного 24-летнего солдата Воутера Лооса (Wouter Loos), и резня продолжилась.17 сентября «Садам» подошел к острову Вест Валлаби Айленд, и прибывший на ялике, захваченном ранее у мятежников, Виббе Хайес предупредил Пельсаерта о трагической ситуации и намерении мятежников захватить прибывшее судно. Поэтому экипаж «Садама» встретил шлюпку мятежников в полной готовности и принудил их сдаться.«Сардам»Прибытие «Сардама» на помощьВ течение последующих пары месяцев Пельсаерт руководил следствием по делу мятежа и спасением затонувших ценностей компании. В мятеже, убийствах, хищении и порче собственности VOC и других преступлениях обвинялись 13 человек. В ходе следствия с применением пыток Корнелис считал себя невиновным и пытался возложить вину за убийства на других, но позднее все-таки частично признал справедливость обвинений. Досталось и Лукреции ван дер Мийлен, которую обвиняемый назвал идейным вдохновителем резни. Однако проведенное позднее в Батавии расследование не смогло собрать достаточно доказательств вины Лукреции.Британский историк Майк Дэш в своем труде «Batavia's Graveyard» утверждает, основываясь на голландских архивах, что Йероним Корнелис был психопатом и, вероятно, страдал от нейросифилиса.Руины первой тюрьмы в Австралии — здесь содержались на острове Бикон Айленд мятежники «Батавии» во время следствия.2 октября 1629 года семеро преступников были повешены, перед этим им отрубили правые руки (Корнелису — обе). Воутера Лооса и еще одного мятежника высадили на австралийский берег, дальнейшая их судьба неизвестна. Подобные действия были вызваны опасениями за судьбу «Сардама», так как число мятежников превышало численность его экипажа. Участь остальных должна быть решена в Батавии.Пытки и казнь мятежниковК середине ноября удалось с помощью находившихся на борту ныряльщиков из Индии извлечь из затонувших обломков «Батавии» десять из двенадцати сундуков с серебром и ряд других ценностей. 5 декабря «Сардам» вернулся в Батавию. По пути обвиняемых подвергали различного рода наказаниям: порке, протягиванию под килем, сбрасыванию с рей.После проведенного в Батавии расследования 31 января 1630 года были повешены или колесованы еще шесть мятежников. Капитан «Батавии» Ариан Якобс, хотя и был подвергнут пыткам, но в своем участии в заговоре так и не признался. Однако, его признали виновным в гибели судна, и свою жизнь он закончил в тюрьме.Допустивший гибель «Батавии» и мятеж Франсиско Пелсарт по решению Ост-Индской компании лишился своего поста и собственности. А ставший национальным героем Вилбе Хайес и его солдаты были повышены в звании.В 1647 году в Амстердаме была опубликована книга “Ongeluckige voyagie van't schip Batavia” (Трагическое путешествие судна «Батавия»), основанная на «Журнале Франсиско Пельсаерта» и иллюстрированная пятнадцатью гравюрами с наиболее трагическими сценами прошедших событий.Обломки «Батавии» были обнаружены австралийскими рыбаками в 1963 году. В 1970-х годах на поверхность были подняты кормовая часть судна, несколько пушек, якорь и другие артефакты. Часть этих находок демонстрируется в Морском музее Западной Австралии.Обломки «Батавии» в музее Фримантла, Западная АвстралияВ настоящее время Бикон Айленд объявлен объектом национального наследия, а весь архипелаг Хоутман Аброльос имеет статус национального парка.Археологические раскопки на острове Бикон АйлендСкелет жертвы резни на острове Бикон АйлендВ 1985-1995 годах на верфи Batavia-Werf в голландском городке Лелистад с использованием традиционной голландской судостроительной технологии 17 века и соответствующих материалов была построена точная реплика парусника Ост-Индской компании «Батавия». Руководил постройкой основатель верфи Виллем Вос (Willem Vos).Виллем ВосРеплика «Батавии»Осенью 1999 года на борту судна «Батавию» перевезли в Австралию, где она демонстрировалась у причала Национального морского музея в Сиднее, а иногда и выходила в море. В июне 2001 года реплика вернулась к причалу родной верфи, где открыта для посещения.Использованная литература1. Dash, Mike. Batavia's Graveyard – The True Story of the Mad Heretic Who Led History's Bloodiest Mutiny. Лондон, 20022. Pelsaert, Francisco. The Batavia Journal of François Pelsaert. Western Australian Maritime Museum, 19943. Batavia's History. 4. Rupert Gerritsen. Australia’s First Criminal Prosecutions in 1629. Batavia Online Publishing 20115. Rupert Gerritsen. The Batavia Mutiny: Australia’s First Military Conflict in 1629. Batavia Online Publishing 20116. Ресурсы Интернета



Источник

Просмотров: 23 | Добавил: Dmitrij | Теги: на, Бикон, острове, резня, Айленд | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Июнь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх