Не спешить или поторопиться?Стыковка Пакистана с глобальными транспортными коридорами Запад-Восток-Запад и Север-Юг «обеспечивается географическим положением железнодорожной сети и портов этой страны». Такую оценку в той или иной форме делают сегодня очень многие, к примеру, глава совета директоров ООО «Трансинвест» Дмитрий Семёнов.
Однако «обеспечивается» ещё не значит «гарантируется» — уже хотя бы потому, что всё или почти всё будет продиктовано из Пекина. Китай, с учётом его вечного соперничества с Индией, конечно, хотел бы сделать ставку на Пакистан, но для этого придётся сделать поистине колоссальные усилия.И речь тут не только и не столько о технологиях, логистике и расходах, сколько о политике и дипломатии. Тем не менее стыковка в Пакистане, если она будет достаточно оперативной, прежде всего «позволит увеличить не только объем экспортно-импортных поставок между странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на 40–45% в сравнении с 2023 годом».Есть в пакистанском сценарии и российский интерес, так как маршруты через Пакистан могут, по оценке Д. Семенова, «сократить сроки товарных поставок по параллельному импорту в РФ на 15–20%». В целом же Пакистан уже сейчас, ещё до начала реализации пресловутых глобальных проектов, «умело использует свое географическое положение, активно развивая транзитную инфраструктуру».Дополнительным фактором в пользу варианта «Пакистан» является то, что страна «имеет значительное влияние в исламском мире, а также в Юго-Восточной Азии». Плюс к тому, наши страны «сближает стратегическая потребность России построить в рамках декларируемого «Разворота на Восток» сбалансированную траекторию отношений со всеми дружественными странами Азии». Партнёры или конкуренты?Тем временем премьер-министр Монголии Лувсаннамсрайн Оюун-Эрдэнэ и премьер Госсовета КНР Ли Цян буквально на днях договорились в Шанхае об укреплении трехстороннего сотрудничества Монголии, Китая и России, хотя информация об участии в переговорах нашего премьера Михаила Мишустина поступала предельно скудная.Отмечено, в том числе, что стороны «подчеркнули успех первой встречи глав правительств Монголии, России и Китая в Исламабаде в прошлом месяце и договорились о дальнейшем укреплении трехстороннего сотрудничества». Речь идет о комплексном экономическом коридоре Россия – Монголия – Китай. Встреча проводилась именно в Исламабаде отнюдь не случайно: Пакистан подключает к этой российско-монгольско-китайской программе свои порты на Индийском океане и коридор к ним из Китая. «Выбор» в пользу пакистанской столицы обусловлен также более активным участием Пакистана в евразийских и межазиатских транспортно-экономических связях. Тут в первую очередь речь о подключении Пакистана в текущем году к МТК «Север — Юг» и использовании действующего коридора (Транзит «Север — Юг» и ветер с Востока) Индийский океан – Иран – Турция – Европа, который состыкован с пакистанскими и уже через Пакистан с индийскими портами. При этом будет полностью загружен и действующий свыше 30 лет совместный с КНР транзитный маршрут более чем в пять тысяч километров между пакистанскими и китайскими портами. Согласно итоговому коммюнике встречи в Исламабаде, «формат взаимодействия между Россией, Китаем и Монголией существует уже более десяти лет: это трехсторонняя «Концепция строительства экономического коридора КНР-Монголия-РФ», принятая в середине 2010-х. Такой коридор планируется сформировать во второй половине 2020-х годов. Договорённости по нему, пока предварительные, предусматривают, прежде всего, взаимные льготные пошлины на импорт-экспорт товаров и услуг и даже частичную отмену этих пошлин, минимум на треть ассортимента трёхсторонней торговли. А уже не перспективная, а утвержденная программа создания экономического коридора «…включает проекты в области транспортной инфраструктуры, таможенного администрирования, промышленности, охраны окружающей среды. Важной частью этого взаимодействия является согласование совместных мероприятий и на региональном уровне».Развитие транзитных коридоров, нацеленных на Европу и Юго-Восточную Азию, напрямую связано с формированием системы взаиморасчётов в национальных валютах, включающей бартерные расчёты и стимулирование обоюдных инвестиций. Кроме того, предусматривается создание трёхсторонней взаиморасчётной системы, которая помогает минимизировать проблемы с конвертацией нацвалютных расчётов в западные валюты. Не случайно коридор рассматривается Москвой, Пекином и Улан-Батором как каркас комплексной экономической интеграции в большей части Азии. Обозначенные приоритеты, как отметил на этой встрече премьер-министр РФ Михаил Мишустин, — «составное звено внешнеполитической и внешнеэкономической стратегии разворота на Восток. Сопрягающейся с известной инициативой Китая «Один пояс — один путь»». Российский премьер напомнил, что реализации амбициозных планов будет способствовать и создание к 2026 году зоны свободной торговли (ЗСТ) между Россией, ЕАЭС и Монголией.Спрос на альтернативыТем временем военно-политическая ситуация на традиционных международных маршрутах повышает спрос на альтернативные, притом кратчайшие коммуникации. Основной же их ареал — взаимосвязанные друг с другом коридоры через КНР, Монголию и РФ, состыкованные с российскими (дальневосточными) и китайскими портами.По имеющимся оценкам, международный грузовой транзит «Восток — Запад — Восток» по означенным артериям трех стран (включая примыкающие порты) за 2022 г. — первое полугодие нынешнего года возрос в целом почти на 20%. И эта тенденция сохраняется, причём наибольший зарубежный спрос в этой сфере проявляют большинство стран Юго-Восточной Азии. Это, по всей видимости, обусловлено и планами сформировать в ближайшие год-два зоны свободной торговли (ЗСТ) Евразийского экономического союза и России с Индонезией и Таиландом — индустриальными полюсами этого региона. Наряду с Вьетнамом, с которым зона свободной торговли действует уже почти 10 лет. В этой связи комплексный экономический коридор трех стран включает создание — с использованием инвестиций и кредитов РФ и КНР — новых транзитных маршрутов, прежде всего через Монголию. К концу 2020-х гг. протяженность ее железнодорожной сети увеличится минимум вдвое (фото 1).А преимущество таких маршрутов вкупе с участием Пакистана в МТК «Север — Юг» подтверждает и современная военно-политическая ситуация в Персидском заливе и Ормузском проливе. Она чревата военным конфликтом Ирана с США и Израилем. Данный пролив и многие зоны Персидского залива патрулируют ВМС-ВВС США и Великобритании. Уже эти факторы снижают привлекательность коридора «Север — Юг» через иранские, а не через пакистанские порты.
Источник
|