04:38
Северо-западный проход как конкуренция России

Таяние льдов и глобальное потепление разбудило арктических соседей России. То Барак Обама призовет американцев на патриотизме заселять Аляску в рамках арктического противостояния с Россией, то Канада вдруг заявит, что будет развивать Северо-западный проход как конкурента Северному морскому пути России (1). Обидно соседям, что Россия успешно развивает свои северные территории, вот и вспомнили, что у них тоже есть пустующие заснеженные ледовые просторы. Легко, однако, болтать об освоении севера, сидя в теплых кабинетах где-нибудь в Оттаве, там можно и Марс освоить. Вот только все эти слова разбиваются о суровую реальность, которая довольно печальна.

Исторический обзор

Освоение Северо-западного прохода (СЗП) было связано со стремлением ведущих морских держав найти короткий путь в Китай и Индию (отдельные проекты даже предполагали плавание напрямик через Северный полюс в Китай!). Конечно, путь вдоль северных берегов Канады короче кружных маршрутов вокруг Африки или Южной Америки, однако пробиться через тяжелые льды деревянным парусникам было абсолютно нереально. Хотя упорства морякам было не занимать, и на поисках СЗП было потрачено немало крови, пота и сил. Начало исследования Северо-западного прохода положил еще Себастьян Кабот в 1498 году, однако СЗП впервые был полностью пройден только Руалом Амундсеном в 1903–1906 годах. Но к тому времени уже вовсю функционировали и Суэцкий, и Панамский канал, поэтому героическое преодоление льдов оказалось лишено коммерческого смысла. Для внутренних сообщений СЗП тоже оказался бесполезен. Основная волна колонизации в Канаде шла по степному югу вдоль границы с США, север развивался исключительно с ресурсной точки зрения (вспомним золотую лихорадку на Аляске и Юконе), а снабжение добывающих поселков шло в основном по рекам, текущим с юга на север (а Аляску США снабжало само собой из тихоокеанских портов)

Военный аспект

При и так небольшой армии почти все вооруженные силы Канады сосредоточены на юге страны: в границах официального севера дислоцируется только 1-й батальон канадских рейнджеров в Йеллоунайфе на 62 с. ш. Теоретически Канаде могут помочь союзники по НАТО: у Дании в Гренландии, кроме 1−2 боевых кораблей и 2−3 катеров охраны рыболовства, есть санный патруль «Сириус» с 30 людьми личного состава. У США на Аляске есть две пехотные бригады (1-я «Страйкер» и 4-я воздушно-десантная).

Непосредственно на севере Канады живет 118 тысяч человек (3). В районе самого Северо-западного прохода на островах Канадского Арктического архипелага, по данным А. Лентарева, живет около 36 тысяч человек (5).

Население

Однако необходимо учесть, что значительную часть этого населения составляют коренные народы. Например, в Нунавуте (через который проходит большая часть СЗП) из 36 858 человек только 13,3 % или 5 210 человек неаборигенного населения. На Северо-западных территориях Канады из 41 070 жителей только 39,7 % или 16 305 человек составляют европейские канадцы. Т.е. неаборигенного населения на севере Канады 21 515 человек. Выходящая на побережье Северного Ледовитого океана административная единица Норт-Слоп Аляски имеет население 7 385 человек, из них неаборигенного населения 31,62 % или 2 335 человек. В России же коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока все в сумме составляют 300 тысяч человек. Контраст становится еще более ярким при сравнении самых крупных городов севера. Крупнейший город на трассе СЗП и столица Нунавута Икалуит насчитывает аж 7 741 человек, что в рамках России ближе к поселку городского типа. Крупнейший город севера США Уткиагвик (бывший Барроу) насчитывает еще больше - 4 443 человека. Столица датской Гренландии город Нуук населен 18 128 жителями. Крупнейший город севера России Архангельск насчитывает 350 тысяч человек, а крупнейший город непосредственно на трассе Северного морского пути Мурманск – 267 тысяч человек.

Инфраструктура

По данным А. Лентарева, на трассе СЗП нет портов и портовых сооружений, а самыми ближайшими к СЗП с восточной стороны являются упомянутый Икалуит и Черчилл на западном побережье Гудзонова залива. С восточной стороны ближе всего российские порты на Чукотке и американские порты на тихоокеанском побережье Аляски. По данным А. Лентарева, на трассе СЗП находится целых 4 маяка и 3 светящих визуальных створа, а также 12 стационарных метеостанций.

При этом по данным А. Лентарева на трассе СЗП нет собственных спасательно-координационных центров.

Ледокольный флот

Даже по данным сайта береговой охраны США, у Канады аж 6 ледоколов в строю и 1 в проекте (11). При этом у Канады 3 ледокола ледового класса 3 (самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и в сплошном льду за ледоколом при толщине льда до 0,7 м.): CCGS Pierre Radisson, CCGS Des Groseilliers и CCGS Amundsen, 3 ледокола ледового класса 4 (самостоятельное плавание в разрежённых однолетних арктических льдах при их толщине до 0,6 м в зимнее-весеннюю навигацию и до 0,8 м в летнее-осеннюю. Плавание в канале за ледоколом в однолетних арктических льдах толщиной до 0,7 м в зимнее-весеннюю и до 1,0 м в летнее-осеннюю навигацию.): CCGS Henry Larsen, CCGS Terry Fox и CCGS Louis S. St-Laurent. Также планируется спуск на воду 1 ледокола ледового класса 2 (самостоятельное плавание в мелкобитом разреженном льду неарктических морей и в сплошном льду за ледоколом при толщине льда до 0,55 м.): CCGS John G. Diefenbaker

Судопоток

Как отмечает М. Баерз, коммерческое судоходство по СЗП носит во многом единичный и пробный характер: в 1969 году – тяжёлый супертанкер с ледовыми подкреплениями «SS Manhattan», в 1999 году тяжелый российский сухогруз, в августе 2008 года – датское кабельное судно «Peter Faber», в сентябре 2008 года грузовое судно «MV Camilla Desgagnes» доставило груз из Монреаля в 4 населённых пункта западного Нунавута (12). По данным А. Лентарева, первым коммерческим плаванием был проход танкера усиленного ледового класса «Манхеттен» в 1969 году, в 1984 году СЗП прошел первый пассажирский теплоход багамский лайнер (104 пассажира) с ледовым усилением корпуса «Линдблэд Эксплорер», затем в 2013 году последовал панамский балкер «Нордик Орион» (путь оказался на 1 тысячу морских миль короче маршрута через Панский канал, что сэкономило топлива на 80 тысяч долларов) и, самое интересное, в период с 1992 по 2016 год российский ледокол «Капитан Хлебников» 18 раз совершил плавание по СЗП. Также по СЗП плавает несколько круизных лайнеров (по данным А. Лентарева за 1900-1995 годы было совершено 16 проходов, то за такой период с 2010 по 2015 год по СЗП прошло уже 101 судно, однако речь идет о яхтах, туристических и прогулочных судах, а не коммерческом судоходстве), а вот северный завоз в Канаде и США осуществляют по воздуху, а не по морю.

Поэтому на карте (dmitry_v_ch_l) в акватории СЗП не видно кораблей, а ближайшие находятся в районе Берингова пролива.

Географическая обстановка

Как видно по карте, ледовая обстановка в районе СЗП намного тяжелее СМП: многолетний лед доходит до материкового побережья Канады, сковывая все проходы среди островов Канадского арктического архипелага, в то время как у берегов России открываются возможности безледного плавания (14). Подобно Северному морскому пути плавание через Северо-западный проход короче прохождения судов через Панамский и Суэцкий канал, однако при сравнении с СМП у СЗП нет никаких преимуществ. По данным А. Лентарева, путь через СЗП на фоне более тяжелых ледовых условий и более сложной навигационной обстановки из портов Восточной Азии в порты Западной Европы от Роттердама до Берингова пролива почти на 200 морских миль длиннее СМП, поэтому СЗП может иметь смысл только для перевозок между портами северных частей тихоокеанского и атлантического побережий Северной Америки.

Борьба продолжается

А между тем Канада в рамках героической борьбы с Россией приняла решение закрыть свой единственный арктический порт в Черчилле, откуда уже давно бегут жители. Впрочем, в Черчилле к тому времени уже не было ни береговой охраны, ни ледоколов, ни военно-морского флота, ни даже береговой полиции. Ранее в 1968 году в городе была заброшена военно-морская база, в 1970-х годах радарная установка, а в 1985 году ракетный полигон. Воинский контингент в 4 тысячи военных был заменен более солидными силами в виде 7 сотрудников Института северных исследований (15). Так что теперь, видимо, героическая борьба Канады с Россией за Арктику приобретет более грандиозный характер в теплых кабинетах Оттавы. Осталось только пригласить Остапа Бендера...



Источник

Просмотров: 45 | Добавил: kravcov_stanislav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Июль 2023  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх