04:11
Сиде: город множества колонн!

Сиде: город множества колонн!Колонны храма Аполлона. Место возле которого фотографируются абсолютно все туристы, побывавшие в Сиде!…и во все области, и Сампсаме и Спартанцам, и в Делос и в Минд, и в Сикион, и в Карию, и в Самос, и в Памфилию, и в Ликию, и в Галикарнасс, и в Родос, и в Фасилиду, и в Кос, и в Сиду, и в Арад, и в Гортину, и в Книду, и в Кипр, и в Киринию.Первая книга Маккавейская, 15-23



Руины древних культур. Кто-то едет в Турцию купаться и загорать, кто-то упиться и объестся по системе «всё включено», кто-то любуется свернутыми в виде лебедей полотенцами на кроватях, а кто-то берет напрокат машину и ездит по стране, рассматривая в ней разные интересные места. Самое интересное, что в Турции даже знаменитый рахат-лукум разный: в прибрежной зоне, в магазинах для туристов – один, а вот в маленьких лавках вдали от туристической зоны, причем в тех же самых упаковках (!), он совсем другой – более нежный и вкусный. Ну и, конечно, есть в Турции и те, кто осматривает ее древние города. То есть не ее, конечно, потому что «Турция» и «древность» – понятие весьма относительное, а города древних греков и римлян, чувствовавших себя в Малой Азии как дома и оставивших после крушения своей античной цивилизации множество чрезвычайно любопытных памятников. Два древних чуда света – нигде столько ведь нет. По одному, не более. И только в Малой Азии сразу два! Так что там есть что посмотреть…И вот сегодня мы отправимся в город Сиде, который находится в 70 км к востоку от города Анталья и примерно в 7 км на запад от города Манавгат. Сам Сиде сегодня — это популярный туристический курорт, куда приезжает отдыхать масса людей со всей Европы, включая и нашу Россию. Причем город этот прославился еще и тем, что в Библии, в «Ветхом Завете», в Первой книге Маккавейской, он упоминается под именем Сида.Историк Страбон называл Сиде одной из древнейших известных греческих колоний в Анатолии, которую основали выходцы из Кимы Эолийской в VII веке до н. э. Слово «Сиде» на местном языке означало «гранат», который здесь считали символом изобилия. Причем жители поселения Сиде продолжали и говорить, и писать на местном сидетском языке даже после колонизации их греками. Это доказывается данными археологических раскопок, обнаруживших сидетские надписи, относящиеся к III—II векам до н. э. Так что, скорее всего, это колонисты из Кимы стали разговаривать и писать на местном языке. Впрочем, историк Арриан, рассказывая о деяниях Александра Великого в Анатолии, прямо писал, что греки в Сиде позабыли родной язык и стали пользоваться неизвестным местным диалектом. То есть было переселенцев, скорее всего, не очень много, отношения с местными жителями у них были хорошие, так что это не они ассимилировали местных и прияли их язык и культуру, а местные ассимилировали их.В VI веке до н. э. город Сиде после крушения Лидийского царства вместе с областью Памфилией стал частью державы Ахеменидов и… начал чеканить в это время серебряные монеты с изображением Афины, Аполлона и граната — символа города, то есть обладал серьезной экономической, а, возможно, и политической независимостью. В 334 году до н. э. город сдался Александру Македонскому и стал одним из главных центров в его империи, где чеканили его монеты. В городе им был оставлен гарнизон под командованием Неарха.В III веке до н. э. город оказался под властью государства Птолемеев, при которых в Сиде начали чеканить монеты из бронзы. Из рук Птолемеев город попал в руки Селевкидов, после чего властвовать над ним стало Пергамское царство.И вновь город Сиде обрел практически безграничную экономическую свободу и начал процветать. Вместе с развитой экономикой город приобрел и автономию, в результате чего уже во II веке до н. э. он стал признанным центром торговли, науки и культуры в своём регионе. Именно тогда в городе опять начали чеканить серебряные монеты. А в том же II веке до н. э. будущий селевкидский царь Антиох VII Сидет провел здесь свою молодость, то есть воспитывался и получал образование. Но в начале I века до н. э. период процветания для Сиде завершился. И город, и всю Памфилию тогда захватили пираты, пришедшие из горных районов Киликии. Город стал центром работорговли. Причем сами пираты работали под серьезным прикрытием понтийского царя Митридата VI Евпатора и пользовались его поддержкой. В 78 году до н. э. римляне их разгромили и освободили Сиде и другие города Памфилии, а в 25 году до н. э. эти земли стали римской провинцией, а Сиде — римским провинциальным городом-портом.И уже под властью Рима в II—III веках Сиде, получив статус муниципия и главного города римской провинции Памфилия, пережил период своего наивысшего развития. Город был украшен множеством статуй и стал центром культуры и образования. Продолжалась чеканка собственной монеты. Но в конце III века, когда на город вновь стали нападать племена горцев, золотой век города стал клониться к закату. Во время правления императора Юлиана II (361—363) горцы окружили Сиде и подвергли его осаде. К счастью, в этот раз их удалось отбросить. Город окружили новой оборонительной стеной, которая носит имя Филиппа Аттия, поскольку строилась под его началом. В IV веке жители города приняли христианство, после чего Сиде стал центром Восточно-Памфилийской епархии. Но новая вера от разорения его не спасла. В VII начались регулярные набеги арабских пиратов, серьезно осложнившие жизнь сидцев. А в IX—X веках город и вовсе был постепенно разорен и разрушен, о чем говорят археологические раскопки, обнаружившие в слоях этого времени пепел и следы пожаров. Но место было удобным из-за своей гавани, и его опять облюбовали пираты. О Сиде как о логове пиратов написал и византийский император Константин VII Багрянородный (ум. в 959 году) в своём трактате «О фемах». Сообщает о нем и арабский географ аль-Идриси, который в 1150 году писал, что когда-то Сиде был многонаселенным городом, однако потом он был полностью сожжён, а его жители переселились в Атталию. Уже к XII веку от города остались одни лишь руины. Потом сюда пришли сельджуки, а в 1391 году (окончательно в 1442 году) всем регионом стали владеть турки-османы. После этого территория Сиде вплоть до конца XIX века была необитаема. Лишь в 1895 году переселенцы с острова Крит построили здесь небольшую деревушку Селимийе, которая в итоге превратилась в город-курорт. Ну а археологические изыскания здесь были начаты в 1947 году.Интересных памятников древности в городе много. Это и храм Аполлона, от которого сохранилось несколько колонн. И городская крепостная стена с зубцами и внутренними арками. Раскопали римский театр, вмещавший более 20 тысяч зрителей. Кстати, самый большой римский театр на территории Турции. Была очищена и главная улица города, которая проведет вас по всему полуострову до самого западного его конца.За чертой городских стен находится большое количество некрополей — различного типа могилы и гробницы, и в форме храмов, и совсем скромные погребения, без рельефов — имеющие вид простых саркофагов. Мраморные саркофаги стоят в нишах монументальных мавзолеев. Так что и этот город заслуживает того, чтобы при случае в нем побывать и все там посмотреть.Главная улицаГлавная улица поражает своей протяженностью и обилием колонн!АгораКолонны древнегреческих храмовЗамощенная мостоваяАрка ворот в СидеБазилика в СидеТо, что осталось от статуй…Фундаменты жилых домов. Когда-то здесь хранились амфоры с зерном, вином и оливковым масломСливной колодецБассейн в римской банеВаннаВанночкаВодопровод из керамических трубНаклон пола и имеющийся на нем слив явно говорят, что это была… душевая!Простая, но красивая мозаика на полуЗдание музея и руины зданийЕще один сохранившийся храм



Источник

Просмотров: 21 | Добавил: Dmitrij | Теги: Сиде, множества, колонн, город | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Ноябрь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх