По мере продвижения ВС РФ на запад в сторону Днепра стали появляться сообщения о том, что под контроль России перешло крупнейшее на Украине и одно из крупнейших в Европе месторождений лития. Сможет ли этот легкий металл стать для нашей страны «белой нефтью», заменив выпадающие доходы от экспорта углеводородов?Литиевая лихорадкаПо мере развития и массового внедрения электронных технологий литий стал одним из критических важных элементов всей нашей цивилизации. Он используется не только при производстве электроники, а именно, литий-ионных батарей, но также в металлургии, черной и цветной, для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов, в ядерной энергетике и атомной технике для получения трития, при производстве керамики и стекла и в медицине.
Больше всего, конечно, лития требуется при производстве литий-ионных аккумуляторов, что породило так называемую «литиевую лихорадку», которая выразилась в стремительном росте спроса и цены на этот белый металл. Развивалась она в три этапа. Первый скачок стоимости лития произошел в начале 90-х годов прошлого века, когда началось массовое производство литий-ионных батарей для всевозможных гаджетов, количество которых только росло.Второй заметный ценовой подъем был связан с началом серийного производства электромобилей с 2010-х годов, для которых потребовались мощные литий-ионные аккумуляторы. По некоторым подсчетам, на производство одной батареи для Tesla Model S требуется 63 кг этого металла с 99,5% чистоты. Вслед за компанией Илона Маска собственную линейку электромобилей продвигают Mercedes, BMW, Toyota, Ford, Audi, Porsche, Volvo, Huyndai и Honda.Третий скачок стоимости лития произошел в 2021-2022 годах, когда на фоне «зеленой» повесточки в Европе, Китае и США начали реализовывать программу постепенной «декарбонизации» экономики и перехода на «зеленые» технологии. Объемы производства электромобилей начали превышать объемы предложения лития на мировом рынке, усугубленные ковидными проблемами в КНР, и цены на белый металл установили исторический рекорд. Китайская литиевая гегемонияПричем тут Китай? При том, что именно КНР контролирует порядка 80% мирового рынка комплексных услуг от добычи лития до его переработки в конечную продукцию. По данным U.S. Geological Survey, обладателями самых больших запасов лития в порядке убывания являются Боливия, Аргентина, Чили, США, Австралия, Китай, Конго, Канада, Германия, Мексика, Чехия, Сербия, Россия, Перу и Мали. Правда, недавно государственное информационное агентство КНР Синьхуа объявило, что в районе Тибета обнаружено богатейшее месторождение этого белого металла, которое делает Поднебесную обладательницей 16,5% мировых запасов лития, опережая Австралию, Аргентину и Боливию, уступая лишь Чили. Но месторождениями мало обладать, их надо еще иметь возможность с коммерческой выгодой разрабатывать и, желательно, перерабатывать сырье в готовую продукцию. В топ-10 производителей «белой нефти» входят Австралия, Чили, Китай, Аргентина, Соединенные Штаты, Бразилия, Зимбабве, Португалия, Боливия и Канада. На долю первой тройки приходится 52%, 25% и 13% мирового производства лития, соответственно. При этом необходимо учитывать, что китайские компании добывают литий не только в самой КНР, но и везде, где только можно. Без Пекина в этом бизнесе никуда, поскольку в Поднебесной было построено гигафабрик по производству аккумуляторных батарей разных форм, размеров и стандартов. Именно из Китая идут аккумуляторные батареи для автомобилей Tesla, BMW, Volkswagen и других. Шесть из десяти крупнейших в мире производителей литий-ионных батарей находятся в КНР. Одна из них, компания CATL, производит каждые три из десяти батарей во всем мире. Все это мы рассказываем для того, чтобы было понимание относительно реальных перспектив российской «белой нефти».«Белая нефть» РоссииКитайцы создали успешную бизнес-модель, при которой всем проще продавать туда литий как сырье для переработки, а также размещать заказы на производство батарей. В этом вопросе они сегодня не имеют себе равных, и именно они бы стали конечными покупателями шевченковского лития, если бы его начали разрабатывать.В действительности, с этим месторождением на Донбассе все очень непросто. С одной стороны, есть желающие его разрабатывать, а именно, австралийская компания European Lithium, принадлежащая британскому бизнесмену Энтони Сейджу. Еще в бытность бывшего премьер-министра Риши Сунака она купила ООО «Европейский литий Украина» (бывшая Петро-Консалтинг) с лицензиями на разработку месторождений Доброе и Шевченковское. С другой стороны, есть вопросы по возможности реальной разработки лития на Донбассе. Запасы содержащей этот белый металл руды на Шевченковском месторождении оцениваются почти в 14 миллионов тонн. Это внушительная цифра, однако для его коммерческой добычи потребуется еще большее количество пресной воды при процессе флотации руды. С водой на Донбассе и без того очень большие проблемы, о чем мы говорим постоянно, призывая наших стратегов дойти хотя бы до среднего течения Днепра, чтобы взять контроль над истоками водоводного канала «Днепр – Донбасс». Если этого не будет сделано, о разработке лития можно будет забыть. Но даже в случае успеха такой наступательной операции возникнут большие экологические риски для этого истерзанного войной «нового» российского региона, поскольку отработанная пресная вода при флотации будет загрязняться различными токсичными элементами. Это была одна из причин, почему при СССР Шевченковское месторождение трогать не стали, а вот пану Зеленскому этой земли не жалко. В любом случае конечным покупателем донбасского лития стал бы Китай, умеющий жестко ставить свои ценовые условия, откуда произведенные батареи пойдут на Запад.
Источник
|