Опытный катер ASW-USV на выставкеВоенно-морские силы Республики Корея проявляют интерес к теме безэкипажных катеров и рассматривают возможность принятия такой техники в строй. Сейчас по их заказу разрабатывается перспективный катер, оснащённый гидроакустической аппаратурой. Он должен будет патрулировать заданные акватории, искать подводные цели и, при необходимости, осуществлять целеуказание.
Промежуточный результатВ конце мая в южнокорейском г. Пусан состоялась военно-техническая выставка MADEX-2025. На этом мероприятии компания SonarTech впервые показала свою новую разработку — безэкипажный катер противолодочного назначения. Пока его демонстрируют под обозначением ASW-USV (Anti-Submarine Warfare — Unmanned Surface Vessel), которое указывает на класс и предполагаемые задачи.Сообщается, что разработка нового БЭК ведётся по заказу Управления оборонных закупок министерства обороны (DAPA). В 2021 г. оно выбрало подрядчиком компанию SonarTech Co., Ltd., имеющую опыт в разработке различных радиоэлектронных и гидроакустических систем для флота.В конце того же года компания-исполнитель начала разработку нового проекта. За несколько лет она провела необходимые исследования, сформировала оптимальный облик будущего БЭК и разработала проект. К настоящему времени SonarTech построила опытный образец для будущих испытаний.Катер-прототип и его масштабную модель показали публике на недавней выставке MADEX-2025. Полноразмерный БЭК имеет практически полную комплектацию, предусмотренную проектом. При этом состав оборудования и точные его характеристики пока раскрывать не стали.Компания-разработчик сообщила, что стадия конструкторских работ завершится в конце июня. Вскоре после этого опытный БЭК передадут на испытания. Тестировать и оценивать новый образец будут организации из состава Минобороны. В дальнейшем им предстоит принять решение о дальнейшей судьбе катера.Технические особенностиЦель проекта ASW-USV — создание безэкипажной надводной платформы небольших размеров и водоизмещения, способной нести специальную аппаратуру. Компания SonarTech, используя накопленный опыт и существующие наработки, разработала как сам катер, так и приборы для него.Новый БЭК получил корпус традиционных обводов, но с заваленным назад форштевнем. Сверху на корпусе имеется некое подобие выступающей надстройки, а также мачта для размещения части устройств и приборов. Под днищем предусмотрен киль большой высоты с гондолой для аппаратуры. Для транспортировки он складывается в сторону борта. В корме под днищем находятся гребной винт и руль направления.Корпус катера выполнен из композитного материала и является немагнитным. Также используются технические решения, направленные на сокращение шума. Все это позволяет сократить помехи для целевого оборудования катера.Катер имеет длину 5,8 м при ширине 1,11 м и высоте 1,3 м. Сопоставимую высоту имеет центральный киль. На нем имеется гондола длиной 2,4 м. Водоизмещение БЭК — ок. 2 т.Используется гибридная силовая установка. В её состав входят дизельный двигатель неназванного типа с генератором, а также ходовой электромотор мощностью 50 кВт. Кроме того, генератор снабжает энергией все бортовые системы, в т. ч. гидроакустический комплекс.Выставочный макет БЭКASW-USV сможет развивать скорость до 14 узлов. Продолжительность плавания на одной заправке горючим — до 150 часов. Дальность плавания пока не сообщается. Также не раскрывается площадь акватории, которую БЭК может обследовать за один выход в море.Катер получает систему дистанционного и автономного управления. Он сможет выполнять команды оператора или следовать заложенной программе. На борту БЭК предусматривается набор видеокамер и другой аппаратуры, компьютер, средства связи и т. д. Также система управления должна контролировать работу целевого оборудования и передавать данные от гидроакустических систем на операторскую станцию.Компания SonarTech оснастила свой ASW-USV двумя гидроакустическими станциями собственной разработки. Модели этих изделий пока не уточняются. При этом утверждается, что вместе они позволяют следить за подводной обстановкой и с высокой эффективностью находить различные объекты.Внутри корпуса катера размещается ГАС активного типа с опускаемой антенной. Удлинённая антенна имеет длину 240 м и позволяет находить цели на дальностях до 25-30 км.В гондоле на киле помещается активная ГАС бокового обзора. Она должна распознавать найденные объекты и более точно определять их координаты. Станция ищет цели в полосе шириной 600 м и на глубинах до 150 м. Сообщается, что эта ГАС имеет восемь приёмных элементов, которые повышают точность её работы.Как будет организовано базирование и развёртывание перспективного БЭК, пока не сообщается. Возможно, катера будут доставляться в заданный район надводными судами-носителями и затем приступать к самостоятельной работе. При этом очевидно, что данные от БЭК будут поступать в контуры управления противолодочной обороной и использоваться кораблями или авиацией.Автоматизированные рабочие места ГАК от SonarTechАктуальные угрозыКомпания SonarTech разрабатывает перспективный противолодочный БЭК по заказу ВМС Южной Кореи. В обозримом будущем заказчик оценит этот образец и примет решение о его дальнейшей судьбе. Вполне вероятно, что такое решение будет положительным.Само наличие подобного проекта в известной мере раскрывает взгляды и планы южнокорейского военного ведомства. Минобороны планирует усиливать патрульную и противолодочную составляющие ВМС. При этом предполагается широко использовать безэкипажную технику, имеющую очевидные преимущества.Следует напомнить, что длина прибрежной линии Республики Корея превышает 2,4 тыс. км. Организовать защиту морских границ такой протяженности весьма сложно, и для этого требуются новые методы и средства. Именно в этом качестве сейчас разрабатываются различные безэкипажные и беспилотные комплексы — в т.ч. БЭК от SonarTech.Новый проект от SonarTech позволяет достаточно быстро и с разумными затратами формировать целые флотилии катеров с гидроакустической аппаратурой. Создание подобных противолодочных сил будет проще и быстрее, чем строительство полноценных кораблей или катеров. Также следует ожидать преимущества организационного и эксплуатационного характера.Новому катеру, если его примут на вооружение, предстоит участвовать в поисках потенциальных угроз на всем протяжении морских рубежей. В этом качестве рассматриваются различные подлодки или подводные аппараты недружественных соседних государств — Китая и КНДР.По всей видимости, Минобороны Южной Кореи хочет построить новый катер или катера разных моделей большой серией и организовать их постоянное дежурство в ответственных районах. В дальнейшем возможно расширение зон ответственности, вплоть до полного закрытия всех прибрежных вод.БЭК по типу нынешнего ASW-USV будут вести патрулирование и искать потенциально опасные объекты, такие как морские мины, подводные аппараты или субмарины. При обнаружении, они будут передавать данные кораблям, которые возьмут на себя непосредственную борьбу с угрозой. При этом нельзя исключать, что дальнейшее развитие безэкипажного флота приведет к появлению БЭК или АНПА с необходимым вооружением.Впрочем, пока речь идёт только о самых общих планах. Южнокорейская промышленность еще не создала и не довела до полноценной серии требуемую технику. Сделать это планируют в течение нескольких следующих лет, а создание полноразмерного безэкипажного флота с желаемыми функциями займет ещё больше времени.
Источник
|