Отгремела победоносная для всех война. Ну, по крайней мере, все считают себя победителями, хотя в США Счетная палата Конгресса уже в ужасе подсчитывает стоимость «победы» союзника Израиля: почти 2,2 миллиарда долларов, треть из которых – противоракетные перехватчики системы THAAD. Американцы обалдели от количества выпущенных ракет, потому что те, кто умеет считать, понимают: случись что – и у Америки проблемы, израсходованные ракеты сразу не возместить. Ну и плюс примерно на такую же сумму на Гавайях завис поломавшийся В-2, который неизвестно как оттуда доставать придется.В-2 после аварийной посадки на ГавайяхПонятно, что производители потирают руки в ожидании заказов, финансисты думают, где взять на них деньги, и такое происходит не только в США.
«Победивший» Израиль понимает, что ПВО у него не такое могучее, как хотелось бы, и неспособное закрыть «железным куполом» страну. В следующий раз (а он, без сомнения, будет) соседи и США могут не разориться на такое количество ракет, чтобы спасать Израиль. А Иран может запустить и поболее всего, и в ассортименте.В плюсах у Израиля по-прежнему функциональные ВВС и спецслужбы, способные устраивать кошмар на территории не сопредельной страны, находящейся в 1000 километров от границ земли обетованной.«Победивший» Иран понимает, что ПВО у него тоже… не очень. И если хочешь, чтобы страну не бомбили с самолетов, надо раскошеливаться.Но главное понимание Ирана – это необходимость иметь нормальные ВВС. Мы уже не раз писали о том, что это… образование, которое в Иране считают военно-воздушными силами, и которое основывается на самолётах из 60-х годов прошлого века – это неприемлемо для страны, которая может вести войну.F-14 ВВС Ирана...Что, собственно, и получилось: если ПВО Ирана, изрядно прореженное диверсантами, еще делало попытки отбиваться от израильской авиации, то вот ВВС даже не пыталось. И так было понятно, что латаные-перелатанные F-14, каждый из которых по возрасту где-то в районе 40 лет, да еще и без вменяемых модернизаций, израильским F-35 Agir (которые, по мнению многих, лучшие из F-35) не противник. Потому и сидели на аэродромах тихо и не отсвечивали на радарах.Что касается купленных в России Су-35, которые вполне могли бы пощипать перья «пингвинам», то с ними как-то было ни шатко ни валко: то, что уже было куплено и доставлено в Иран, особой эффективностью не обладало. Во-первых, за счет небольшого количества, на сегодняшний день поставлено не более четырех, во-вторых, иранские летчики хоть и прошли подготовку, но это для ведения боевых действий полнейшее ни о чем. Нужен нормальный налет, нужно знание и умение владеть боевой машиной.Если бы в Иране не тянули кота за хвост, а перекупили бы сразу ту партию Су-35, от которой отказался Египет, 13.06 у них был бы почти полноценный полк на этих самолетах. Тем более, что Египет выпросил себе Су-35СЭ в максимально возможной комплектации.Не будем строго судить иранских военных, видимо, период изоляции страны очень сильно на них отразился, и понимание того, что оборона воздушного пространства страны — дело сложное, пришло уже после того, как по стране прилетело.А понимать надо совсем немного. Можно утыкать ЗРК всю территорию, но ЗРК – это фактически оборона ближнего радиуса действия. А если (как получилось конкретно в Иране) вырубить РЛС дальнего радиуса, то самолеты вообще могут спокойно летать и работать по целям с безопасного расстояния. Возможностей тех же AGM-154 и AGM-158 из набора вооружения F-35 достаточно для того, чтобы не подходить в зону действия большинства ЗРК, находящихся на вооружении ПВО Ирана. Что касается ракетного вооружения ВВС Израиля, то тут тоже порядок. Ракеты Rampage, Rooks, Delilah имеют рабочую дальность полета до 250 км, а Lora – до 400. У Ирана всё печально. Да, есть некоторое количество С-300ПМ2, опять же прореженные диверсантами вот в каком плане: дроны, которыми били по объектам ПВО, они имели целями не пусковые установки. Били по радарам наведения, без которых ракеты толком ни на что не способны.И мало того, что РЛС ПВО Ирана тоже не отличались новизной, так еще и по ним прошлись. Потому и израильские самолеты чувствовали себя как дома в воздушном пространстве Ирана (и не Ирана). Идеальные условия: ПВО нейтрализованы, ВВС как бы и не было.А если бы у Ирана были реальные ВВС, которые могли бы встретить самолеты Израиля на подходе? Или в той точке, где они дозаправлялись? Перехват за зоной уверенного пуска — это серьезно. Тем более, что F-35 Agir летали не в комплектации истребителя, а в комплекте бомбардировщика. Конечно, какие-то средства обороны на борту были, но мы помним, что внутри оружейного отсека — 4 точки подвески. И 6 наружных, но это уже в минус малозаметности. Плюс часть F-35I летала с какими-то новыми конформными подвесными баками, которые вроде как малозаметности не мешали, но отбирали место у бомб и ракет.И каким бы ни был современным и навороченным израильский F-35I, у того же Су-35С было много шансов для того, чтобы с ним потягаться.Итого, формула успеха:- РЛС дальнего обнаружения обнаруживают самолеты противника;- самолеты ПВО перехватывают агрессоров на дальних подступах;- комплексы ПВО отражают атаку тех, кто прорвался.Получается, что у Ирана не было по-хорошему всех трех составляющих. Потому так и вышло, что в воздухе противник что хотел, то и творил.Конечно, отдать победу Израилю нельзя, потому что ракеты Ирана оказались куда серьезнее, чем от них ждали. Но это всего-навсего ответ на удар, то есть потери были. И хоть сегодня один за другим воскресают «уничтоженные» генералы КСИР и армии Ирана, отрицать того, что обе страны провели разведку боем, нельзя. И провели ее успешно, вопрос только в том, какие будут сделаны выводы и какие действия.Израилю, кстати, проще. Больше ЗРК, больше ракет, больше самолетов. Основа уже есть. Ирану сложнее, потому что по факту при наличии хорошего набора оружия нападения, оружие защиты практически отсутствует.И ожидаемо Иран пошел туда, где ему это оружие могут дать.С Россией всё понятно, у нас по сравнению с Китаем дороже, но скупой строит ядерный центр дважды.То, что у нас можно купить просто шикарные РЛС серии «Небо» — можно. ЗРК — наверное, тоже не вызовет больших проблем. А вот с Су-35СЭ, которые так хотят иранские летчики, вот с этим будет точно засада по полной программе.Напомню, в 2018 году Египет заключил договор на покупку 24 (30) Су-35, а в 2022 году нарушил договоренности, отказавшись от покупки истребителей. Часть самолетов (17 штук) уже была готова. Виртуозная игра была, потому что египтян просто «развели как лохов»: вместо Су-35 США пообещали столько же F-35 (подумаешь, совсем чуть-чуть дороже!), а потом на это решение по Кемп-Дэвидскому договору вето наложил Израиль, которому не сдались египтяне на нормальных самолетах. Во избежание и на всякий случай.Так Египет остался вообще без новых самолетов, и там, судя по всему, с 2022 года не могут придумать выхода из положения. Но это отдельная история.Иран получит эти 24 самолета, как я уже говорил, практически полк, но: хотели же больше! А вот с этим могут быть проблемы, потому что Су-35 нужен нашим ВКС, а мощности завода в Комсомольске-на-Амуре, увы, но ограничены. Понятно, что Ирану самолеты нужны были вчера, но… Думаю, что в текущей ситуации получение второго полка на Су-35 может затянуться. Конечно, у нас могут и придумать какое-то изящное решение, но в Иране понимают ситуацию. А потому придумали очень интересный маневр: обратиться за самолетами к Китаю.Китай — очень важный партнер Ирана как в покупке нефти, так и в продаже оружия. Потому вряд ли Иран получит отказ. Вопрос — что придумали персы, чтобы побыстрее нарастить свои ВВС. И, надо отметить, выбор они сделали очень своеобразный. Причем настолько своеобразный, что Су-35 мы оставим в покое, тем более что про него уже столько было написано, а займемся вот этим:Chengdu J-10 «Стремительный дракон»Очень забавно, но в основе самолета, который собирается купить Иран, лежит разработка его врага. Да, за основу китайскими инженерами был взят израильский истребитель Lavi, история которого интересна тем, что его «сбили» США.Над «Лави», который, согласно замыслу, должен был заменить «Кфир», началась в феврале 1980 г., первый прототип поднялся в воздух 31 декабря 1986 г., второй — 30 марта 1987 г.Предусматривалась постройка пяти опытных самолетов и 300 серийных, включая 60 двухместных учебно-боевых. Переоснащение ВВС Израиля должно было начаться в 1990 году и закончиться к 2000-му. Однако США, без финансовой и технической (двигатели) помощи которых было не обойтись, не горели желанием помогать союзнику. Американцам было более интересно продавать Израилю свои самолеты, а потому финансовый кран был завернут до упора, и взамен «Лави» ВВС Израиля получили F-16. «Лави» совершил почти сотню полетов, а затем (не пропадать же добру) предприимчивые евреи продали самолет вместе со всей документацией китайцам. Те тоже хотели ренессанс в ВВС, так что сделка всех устроила.«Лави» реально был неплохой самолет одного класса с «Миражами», МиГ-29, SAAB Gripen и F-16. С двигателем Pratt & Whitney PW1120 самолет реально показал отличные характеристики: максимальная высота 18 000 метров, скорость на высоте 11 000 метров – 2266 км/ч, у земли 1 106 км/ч, дальность полета до 2 000 км. Вооружение состояло из 30-мм пушки и 7 200 кг вооружений на 11 узлах внешней подвески. В общем, Китай получил в свое распоряжение весьма и весьма неплохой самолет.Вся проблема состояла в том, что на тот момент у Китая с авиадвигателями всё было очень печально. Оно и сейчас дело обстоит так себе, но тогда китайские двигатели были только в разработке. И тогда китайские военные совершили просто наиболее правильный поступок: позвали на помощь русских специалистов из ЦАГИ и «МиГ» с просьбой «запихните туда чего-нибудь этакое». Вообще просьба не из простых, обычно самолет строится вокруг двигателей, а не наоборот, но наши, как всегда, справились.«Этаким» стал АЛ-31ФН или Woshan WS-10B «Taihang», что то же самое, но собранный по лицензии в Китае. Вкупе с легкой конструкцией это дало более высокий набор скорости, чем у того же F/A-18E/F «Super Hornet», а маневренность на уровне «Рафаля» и «Тайфуна». А изначально установленная БРЛС «Жемчуг», которая могла одинаково уверенно работать и по воздушным, и по наземным и морским целям, вывело J-10 в поколение 4+.Плюс изменения формы фюзеляжа уменьшили радиолокационную сигнатуру, и сегодня можно смело отнести этот самолет к «4++». J-10 значительно превосходит своего «родича» F-16C Block 60, уступает и другой одноклассник – японский истребитель F-2A/B. Конкурировать с «Драконом» могут Rafale и Typhoon, модели с новой БРЛС «Captor-E», но при сходных характеристиках цена китайской машины будет примерно на 30-40% ниже. Для мирового рынка – весьма значительно.В общем, американцы в свое время очень круто сыграли, убрав «Молодого льва» (так с иврита переводится «Лави»), поскольку даже в китайском исполнении самолет получился весьма приличный. Но Израиль был вынужден взять F-16, потом F-35, а вот в противниках у них запросто окажется бывший израильский самолет, который доработали российские инженеры. А учитывая, что в распоряжении китайцев уже есть двигатель с управляемым вектором тяги WS-10B, что дает самолету сверхманевренность, это уже становится интересно в перспективе.Типично наш путь развития. Но самолет и без того весьма неплох, а уж со сверхманевренностью и подавно будет конкурентоспособен, что в бою, что на тендере.Что, помимо российского двигателя от КБ имени Люльки, есть у J-10C:- Бортовая РЛС с АФАР. Причем РЛС впечатляет цифрами, у нее около 1200 приёмо-передающих модулей, что существенно больше, чем у БРЛС, которой оборудован истребитель Dassault Rafale (960). Сложно сказать, насколько китайская РЛС может оказаться лучше французской, но успехи Китая в радиоэлектронике в последние годы неоспоримы;- Встроенный комплекс РЭБ, а к нему и подвесной контейнерный модуль РЭБ K/RKL700A;- Оптико-локационная станция с тепловизором;- Прицельный комплекс K/JDC01A в подвесном контейнере для наведения управляемых бомб;- Нашлемная система целеуказания с нашлемным дисплеем;- Система предупреждения об облучении РЛС противника;- Антенна спутниковой связи с каналом передачи данных;- Индикатор на лобовом стекле;- Три многофункциональных дисплея в кабине.Вполне приличный набор, что ни говори. Плюс цена, а для Ирана она будет не такая, как для других. Нефтяной партнер – это, знаете ли, весомая причина для разговора.Вскоре после окончания «12-дневной войны» министр обороны Ирана Азиз Насир-заде в сопровождении высшего военного руководства страны отправился в Китай. Предлог — 26 июня состоялась встреча министров обороны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). ШОС — это не военный блок, но, как говорится, на полях можно поговорить о чем угодно, в том числе и о покупке самолетов.Министр обороны Китая Дун Цзюнь принял Насир-заде и других гостей на эсминце ВМС НОАК «Кайфэн» типа 052D. Хороший намек, хорошая демонстрация. Несмотря на разговоры, аналитики считают, что Насир-заде посетил Китай с целью закупки военной техники. И, судя по сообщениям, самым желанным приобретением в этом списке является китайский J-10C.Есть ли смысл в такой операции? В свете покупки С-35С у России – полнейший.J-10C — это дешёвый и эффективный истребитель с современной авионикой и серьёзным вооружением. В распоряжении китайских лётчиков очень много современных видов вооружений, которые могут создать сильные комплектации как для истребителя завоевания превосходства в воздухе, так и для работы по наземным или надводным целям. Единственный недостаток J-10C — более чем скромный боевой радиус. Если сравнивать с Су-35 — он просто мизерный, 800 км без ПТБ против 3600 км (на высоте) у Су-35. Однако у Китая весьма широкая сеть аэродромов, а насколько нужно китайцам проникать куда-то вглубь территории противника — вопрос. Но Ирану-то надо! Им надо встречать противника на дальних рубежах…800 км/1200 с ПТБ – маловато. Для решения задач, стоящих перед ВВС Ирана. И здесь, конечно, Су-35 смотрится более предпочтительно, потому что его возможности несоизмеримо круче. Однако стоит признать, что сегодня самолету на аэродроме страшен не другой самолет, не крылатая или баллистическая ракета, а копеечный по сравнению с ними дрон-камикадзе, запущенный в упор, с пары километров. Так что сегодня, в принципе, не так уже актуально расстояние от аэродрома до места действий. Прилететь может куда угодно.Но и здесь у Су-35 есть преимущество, поскольку, взлетев, он может «висеть» в воздухе на недосягаемой для дронов высоте достаточно долго, а получив задание, выдвинуться в указанный район. Но аспекты тактики стоит оставить генералам, достаточно отметить еще один момент: это скорость изготовления.Су-35 выпускается с 2008 года и по настоящее время было изготовлено 200+ самолетов.J-10 в серийном производстве с 2002 года и всего выпущено более 600 самолетов всех модификаций.Понятно, что Су-35 – более энергоемкая машина, потому и времени на сборку и отладку уходит больше. Ну и возможности Китая как производителя известны всему миру.Возникает такое же положение, как в ВВС США, КНР или СССР: два основных боевых самолета, один из которых легкий, второй – более тяжелый. У американцев это F-16 и F-15, у нас были МиГ-29 и Су-27. Сегодня во многих странах пробуют обойтись одной моделью, что в теории значительно удешевляет процесс эксплуатации.Иран одним J-10С точно не обойдется. То, что этот самолет ничем не уступит F-16, — это понятно, вопрос в том, что все израильские модификации F-16, F-15 и F-35 разительно отличаются от американских исходников. И — в лучшую сторону, особенно в плане авионики, средств наведения и РЭБ.Такой пример: на J-10С устанавливается БРЛС JKL-24, разработанная на базе БРЛС LKF601E. Станция весит 145 кг, отличается приличным аппетитом (4,0 kVA), а дальность обнаружения цели типа «истребитель» — 170 км. Это меньше, чем у AN/APG-77 (F-22), AN/APG-81 (F-35) и Н006 у Су-35. Причем надо смотреть, какой ЭПР цели «истребитель» принят в расчет. «Истребитель-невидимка» (0,3-0,6 кв.м.) — это одно, а среднестатистический истребитель 4-го поколения (3-10 кв.м.) — это совсем другое.Но делать реверансы в сторону китайской авионики рановато. В чем-то у них все весьма прилично, а РЛС пока проходят по теме «неплохие». И это действительно так, просто у американских, европейских и российских конструкторов опыт немного побольше. Лет на 50.Вооружение. J-10С в этом отношении неплох, но… 11 точек подвески, и 1 или 3 будут заняты ПТБ, иначе птичка долго не сможет летать. Или далеко, что одно и то же. Три ПТБ по 800 литров каждый – это около трех тонн веса из полезной нагрузки долой. То есть остается 4 260 кг. А это немного, это если идти воевать против самолетов – 2 х PL-11/PL-12 и 2 х PL-8. Может, в перегруз можно больше, но вряд ли намного.В целом – сплошной компромисс, брать топливо или брать оружие. Учитывая, что в бою оружия никогда не бывает хотя бы достаточно, вопрос сложный. Так что три бадьи под брюхом – без них практически никак.У Су-35, если смотреть по цифрам, почти то же самое: 12 узлов, на которые можно подвесить 8 000 кг разнообразного смертоносного. Но ПТБ ему не нужны, вот совсем не нужны. То есть вся эта цифра используется на 100%. И взять можно уже не 4 ракеты, а 12. В ассортименте, так сказать: 4 х Р-73, 4 х Р-77-1, 4 х Р-37М. И вот с таким комплектом можно любого супостата встречать.И так вот получается, что Су-35, который и видит, кстати, чуть ли не вдвое дальше китайского истребителя, несет ракет в три раза больше J-10C. То есть один Су-35 может заменить от 2 до 3 J-10C.Совершенно не хочется сказать, что J-10C плохой или слабый самолет, нет. Наоборот, китайцы, скрестив всё на свете, получили реально очень хороший самолет. Но — под свои условия. Для оборонительных действий в Китае, с его сетью РЛС и аэродромов, он просто прекрасен. Взлетел, догнал, ударил, ушел.В Иране, да еще и в конфликте с Израилем, страной, находящейся в 1000 километрах, это проблемно. Но если смотреть сценарий 12-дневной войны, то она, как и многие предыдущие, будет развиваться по одному сюжету: подавление ПВО любыми способами, затем удары авиацией. И здесь, чтобы перехватить самолеты Израиля в 300-400 км от рубежа пуска ракет, J-10C будет вполне себе хорош. С одним небольшим уточнением.Если противники Ирана (а тут, судя по новым событиям, появляется еще несколько желающих встать на раздачу) начнут пускать свои бомбардировщики (истребители-бомбардировщики, оснащенные для нанесения ударов по земле) с истребительным прикрытием, то ситуация будет несколько иной.Конечно, речь не идет о том, как США свои F-22 через полмира тащили, уж не знаю, зачем они в Иране были нужны, но, видимо, чтобы не поржавели просто так и бесплатно. Речь идет о том, что в следующий раз на Иран пойдут F-15I, а прикрывать их будут F-35I в своей истребительной вариации. И вот тут очень будет необходим самолет с РЛС, способной увидеть все эти малозаметности с приличного расстояния (а дальность у БРЛС Су-35С очень душевная) и сделать из них по возможности малозаметные отбивные. Честно скажу: верю в возможности российских БРЛС, ибо они уже сто раз были проверены в СВО против отнюдь не древних ЗРК стран НАТО и таких же РЛС. И, если верить записям, то наши летчики хорошо видели всю обстановку до мельчайших подробностей в виде атакующих ракет ПВО. А вот в работе китайских РЛС есть определенные сомнения. Единственные, кто мог бы подкинуть информации, – это пакистанцы, которые опробовали J-10C в боях с индийскими самолетами, но тут, увы, полное молчание. В целом же идея закупки этих самолетов хороша, и в ней есть определенная суть. В любом случае через какой-то промежуток времени у Ирана будут боеспособные ВВС, которые смогут стать одной из компонент национальной обороны. Если к этому еще добавить современные РЛС и ЗРК, и в том же Иерусалиме или Баку (оттуда сейчас тоже угрозы пошли) трижды будут думать над проведением небольших, но победоносных кампаний. Вопрос исключительно времени, денег и людей. Всё как всегда, но шанс у Ирана есть. Работа над ошибками может принести очень эффективные результаты.
Источник
|