Главная » 2024»Июль»29 » Сталь Гадфильда в производстве гусениц советских танков
04:23
Сталь Гадфильда в производстве гусениц советских танков
Сталь Гадфильда — весьма известный материал, используемый для изготовления самых разнообразных изделий, требующих повышенной износостойкости и устойчивости к ударным нагрузкам. Железнодорожные крестовины, пехотные шлемы, сейфы, щитки для пушек и даже тюремные решётки — далеко не полный их список.Подходит она и для производства траков гусеничных машин, обеспечивая им ресурс в тысячи километров пробега, что давно сделало её своеобразным золотым стандартом в танкостроении. Однако, несмотря на то что данная легированная сталь была знакома российским металлургам ещё с царских времён, с применением её в качестве материала гусениц танков (уже в советское время) особо не торопились.
Бытует мнение, что причиной тому являлось отсутствие технологий изготовления стали, которые стали доступны отечественным производителям только после покупки танков «Виккерс» (будущие Т-26) в Великобритании. Но на деле же ситуация была несколько иной: сталь Гадфильда трудно поддавалась механической обработке, из-за чего массовый выпуск таких геометрически сложных деталей, как гусеничные траки, требовал достаточно высокоточного литья — того, что промышленность молодого советского государства обеспечить не могла.Всё это привело к тому, что первые траки из стали Гадфильда отлили лишь в 1935 году на Харьковском паровозостроительном заводе — но только в ограниченной серии для танков Т-35. Полноценное же их производство началось только в конце 1930-х годов.В предложенном к просмотру видео историк и научный редактор отдела по связям с общественностью «Уралвагонзавода» Сергей Устьянцев подробно рассказывает о проблемах, с которыми столкнулись в СССР в ходе освоения крупносерийного выпуска гусениц из стали Гадфильда, а также об их решении, которое не обошлось без применения американских технологий.