«Будет война, и война страшная, всемiрная, она приведет народ России к Богу». Св. преподобный Серафим Вырицкий
«Под распятием и под серпом и молотом Россия – та же Святая Русь, а Москва – Третий Рим». А. Тойнби Какие тайны хранит храм Вооружённых Сил?Среди наших православных храмов есть один-единственный в своем роде: недавно возведенный потрясающе красивый храм Вооруженных Сил России. Задние стены храма украшают несколько мозаик, где изображено русское воинство и советский народ-победитель со всей коммунистической символикой. Там же есть панно с изображением советского генералитета и плаката со Сталиным. Это исторически верно и очень вдохновляет, символизируя не только примирение Церкви и советской власти и лично И. Сталина во время Великой Отечественной войны, но и примирение Церкви и советского прошлого.Имеется тут и мозаика с изображением облета Москвы с иконой Богоматери, о возможности которого историки спорят до сих пор. Так было или нет? И если это миф, как он мог появиться в храме, где царит только правда?Существует много преданий того времени, которые не находят прямых исторических свидетельств. Однако богословская логика свидетельствует, что все эти события исключать нельзя, поэтому они так стойко передаются устно. В Церкви есть понятие «церковное предание». Так что легенды и мифы – на самом деле предания о тех событиях. Большевизм и Церковь в 30-е: битва до победного концаДо революции атеизм прочно осел в массах, его лидерами стали коммунисты – из-за роковой ошибки К. Маркса, приравнявшего Церковь к врагам прогресса. Хотя идея социализма была рождена поисками христианской справедливости. Свою роль в росте атеизма и последующих репрессиях на Церковь сыграла политика династии Романовых во время синодального периода царской России, превратившая ее в часть государства. Сейчас ряд исследователей пытаются сделать из Сталина, бывшего семинариста, некоего противостоятеля атеистическому курсу. Перемены были, но потом. Каковы сухие факты о религиозном курсе перед войной? После революции 1917 года атеистическая власть обрушила на Церковь страшные удары, рассчитывая ее полностью уничтожить. Первый этап атеистической политики можно отнести к периоду 1917–1929, основной документ – Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Помимо отделения, происходила национализация церковной собственности. Церковь осознала, что коммунисты – это надолго. Патриарх Тихон призвал к гражданской лояльности к советской власти, митрополит Сергий следовал по его пути и, несмотря на критику, он предложил и большевикам, и верующим формулу мира: «Мы хотим быть православными, и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». И это вполне искренне, ибо согласно учению Церкви «всякая власть от Бога». Но коммунисты видели в Церкви лишь рудимент от старого государства. Второй период это 1929–1941, обозначенный постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», решением Политбюро «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Антирелигиозный курс власти с 1929 года был продолжен, испытав максимум в трагические 1937–1938 гг. Многие коммунисты воевали с Богом, считая, что Его нет. Но часть, носители определённых конфессий, видели в христианстве своего непосредственного противника. Ленинская гвардия, имевшая определенный национальный окрас, была подрублена И. Сталиным, который понимал, куда привели бы страну Троцкий и Зиновьев.По данным Патриарха Кирилла, к 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей. За 1928 год было закрыто 534 храма, в 1929 году – уже 1 119, в 1930-х годах храмы закрывали тысячами.В 1931 году был взорван храм Христа Спасителя, всего в Москве было уничтожено взрывами и снесено более 400 церквей. А сколько их было разрушено по всей стране? По оценкам церковного историка Михаила Шкаровского, к сентябрю 1939 года в Советском Союзе от прежней структуры РПЦ, имевшей в 1914 году 54 923 храма (не считая часовен) и 130 архиереев, осталось 4 епархии (4 архиерея) и около 350 храмов, были закрыты все духовные учебные заведения, большинство православных священнослужителей находились в местах лишения свободы.По данным того же М. Шкаровского, всего к 1941 году за веру было репрессировано около 500 тыс. человек (в том числе не менее 140 тыс. священнослужителей). Из них 200 тыс. было арестовано в 1937 году (100 тыс. расстреляно). И здесь достаточно вспомнить печально известный Бутовский полигон. На этом фоне последующий разворот советской власти к восстановлению Церкви во время Великой Отечественной войны выглядит абсолютно невероятным и фантастическим! Представленный ниже график развеивает любые иллюзии. Расчеты автора по данным: Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010; Численность монастырей и храмов, azbyka.ru; Справка СПО ОГПУ о количестве православных церквей в СССР. 26 апреля 1934 г. (istmat.org) Комментарии к графику. Подробной статистики числа храмов в предвоенный период нет. Согласно справке СПО ОГПУ о количестве православных церквей в СССР в 1934 году, около 15 000. В 1928 было около 30 000 приходов РПЦ (данные Патриарха Кирилла). В 1939 году – 350. В 1940 – 3 732, при этом свыше 3 тыс. на новых территориях. Начиная с 1945 года имеется подробная статистика.Ответим на вопрос: могло ли это остаться с духовной и нравственной точки зрения безнаказанным? Известно, что в блокадном Ленинграде, испытавшем самые страшные последствия войны, в период блокады, длившейся 872 дня – с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) действовали (всего) десять православных храмов. При этом до революции 1917 года их было около 500. Не будем также забывать о сакральной роли столицы – революция 1917 года началась именно в Санкт-Петербурге. И не самую ли горькую чашу испил Питер во время войны?Сталин и семинарияБудущий генералиссимус И. Сталин учился сначала в духовном училище, а потом в Тифлисской семинарии до 5 курса, отличался набожностью, и ушел из семинарии, по одним свидетельствам, из-за отсутствия денег, но главным образом – потому что увлекся марксизмом. В то время семинарии, как и все общество, бурлили поисками социальной справедливости. Обучение в семинарии наложило значимый отпечаток на личность вождя, заложив основу его потрясающего ума и гениальности государственного деятеля.Сталин также воспринял атеизм того времени. Но в 1941 году бывший семинарист увидел, как сильнейшее государство, которое совершило невиданный большой скачок, индустриализацию, имеющее одну из сильнейших армий в мире, вдруг оказалось на грани реального краха.Помимо вождя, семинарию закончили член Политбюро ЦК КПСС Анастас Иванович Микоян, прославленный советский полководец Александр Михайлович Василевский – и им было, о чем подумать в это время. Как немцы за полгода дошли до Москвы? Можно быть атеистом – это одно, но быть богоборцем – это другое. И когда богоборец вдруг встречает Бога, происходит совершенно иное – страшное прозрение. Это можно назвать эффектом Савла, по имени иудейского законника, который в своей религиозной ярости гнал христиан. И вот, по дороге в Дамаск, где он рассчитывал продолжить гонения, он временно ослеп, но духовно прозрел, впоследствии став Апостолом Павлом: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба.Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деяния, 6: 3–5).Не все ли точно так же могло произойти с бывшим семинаристом И. Джугашвили, когда он увидел, что немцы идут к Москве? Не понял ли он, что трудно идти против рожна? Не была ли ему послана весточка – что делать, и что было сделано? А то, что произошло потом, не было ли чудом, хотя и основанном на подвиге советского народа? Все не так однозначно, но отнять заслуги И. Сталина в последующем восстановлении Церкви невозможно.Так откуда поражение 1941? Духовные причины войныБогоотречение наших отцов и дедов поставило СССР в начальный период Великой Отечественной войны на грань краха. Здесь наша история во многом повторяет фрагменты истории еврейского народа во время периодов его отступничества. Были объективные причины успехов немецкой армии – неожиданность нападения, успешная концентрация войск, техническое превосходство немецких вооружений, поразительный по тем временам уровень механизации, боевой опыт, слаженность, и кроме того, на Германию работала вся захваченная Европа.СССР имел сильную армию и готовился к войне, но было слишком много ошибок: неподготовленность армии и ее позиций, ошибки в размещении сил на границе, ослабленность военного командования и бойцов из-за репрессий, неслаженность и низкий уровень подготовки советских войск, недоработанность военной техники, колебания позиции Сталина относительно начала войны, противоречивость распоряжений руководства (и их исполнения) в предвоенное время. Но еще – всего лишь один, простой и решающий фактор – война с Богом. «Избрали новых богов, оттого война у ворот» (Книга Судей Израилевых, 5:8). И собственно, на Украине сейчас творятся схожие события: война с РПЦ и Русским миром обернулась для бандеровской диктатуры реальной войной.По мнению Патриарха Кирилла, Великая Отечественная война была наказанием за грех нашего народа: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война?»… сие было наказание за… страшный грех богоотступничества всего народа… История нашего Отечества… учит тому, что суд Божий происходит не только в вечности – он происходит и в истории… Наказание Божие есть всегда проявление в том числе любви Божией к людям во имя их исправления… Наказанию подвергаются не только личности, но и человеческие сообщества, и так было начиная от Вселенского потопа до последней страшной мировой войны». Предпосылки для восстановления ЦерквиНесмотря на церковный террор, факты свидетельствовали о поражении атеистического натиска на Церковь и провале «безбожной пятилетки». Уже первая перепись населения в СССР в страшном 1937 году обнаружила, что большинство населения – 56,7 % являются верующими. Вопрос о религии был внесен лично Сталиным. Люди исповедовали свою веру, что и стало одним из факторов восстановления Церкви.Затем – на присоединенных новых территориях в 1940 году оказалось более 3 000 церквей, вошедших в состав СССР в 1939–1940 годах. Что было с ними делать? Восстановить себя против народа?В 1941 году Пасха пришлась на 20 апреля (до войны). Как вспоминала верующая ленинградка: «В Пасхальную ночь 1941 г., тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать, так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено...» Однако никто тогда даже и близко не мог предположить, что в следующую Пасху 1942 года будет официально разрешено совершать крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, и даже будет отменен комендантский час. Но и про возможность грядущей войны также пока не думалось. И наконец, после начала войны на оккупированных территориях СССР немцы стали восстанавливать церковные приходы, что тоже дало пищу для размышлений. 1941: начало войны и позиция Церкви «Будет война, и война страшная, всемiрная, она приведет народ России к Богу»,– так еще в 1927 году говорил наиболее близким духовным чадам своим преподобный Серафим Вырицкий.Что по-настоящему определило поворот власти в сторону Церкви? Это сама Церковь, ее гражданская и патриотическая позиция, и конечно – вера народа. Священноначалие Русской Православной Церкви сразу же призвало свою паству на священную борьбу с захватчиками. 22 июня 1941 года в день начала войны впервые после многих лет к народу с посланием обратился Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Сергий (Страгородский). В его послании говорилось: «Фашиствующие разбойники напали на нашу родину… Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству… Православная наша Церковь, всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг». В Послании Митрополита также было предвосхищено обращение Сталина к Святым Русским Князьям в его ноябрьской речи 1941 года. «Вспомним святых вождей Русского народа, например, Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину...»Возможно, вождь вдруг понял, что вся это религиозная война была бессмысленна. Народ сохранил веру, а Церковь вдруг неожиданно так явно выступила на стороне государства. И отступление армии, как знамение свыше. И оказывается – у Церкви есть самое сильное духовное оружие (!) – основа для сплочения всего государства и народа против страшного захватчика. Только 3 июля 1941 года с обращением перед народом выступил и сам И. В. Сталин. Вспомнив свое православное прошлое, он сказал свое знаменитое: «Братья и сестры!», и именно с этих слов война стала по-настоящему Отечественной. И это была не просто битва, а как и сейчас – война религиозная. Хотя в немецкой армии были полковые священники – капелланы, которые совершали богослужения, а на пряжках фашистов был девиз Got mit uns («Бог с нами»), но фашисты – язычники, поправшие все человеческое. У русских были только комиссары, политруки, а символ отличия – Красная Звезда. Но Бог был с нами и даровал победу русскому (советскому) народу! И как писал А. Тойнби: «Под распятием и под серпом и молотом Россия – та же Святая Русь, а Москва – Третий Рим».Москва на волоске: октябрь 1941К осени 1941 года СССР был на грани реальной катастрофы. В обществе было уныние и страх, мало кто верил в победу. Был момент, когда Москва повисла на волоске. К 15 октября, во время ожесточенных боев на подступах к столице, немцы заняли Тверь-Калинин, Можайск и Малоярославец.Как вспоминает на страницах газеты «Дуэль» Е. А. Гольбрайх: «В середине октября пошли слухи, что фронт прорван, а Сталин и правительство из Москвы сбежали… Начальство на многих предприятиях погрузило семьи в грузовики и оставило столицу».Советское правительство решило переместить часть государственного аппарата управления в безопасное место, частичная эвакуация наркоматов породила панику. Сталин смог быстро погасить панику, приняв твердое личное решение – столицу не покидать, понимая, что тогда город будет обречен. Оборона была организована уже внутри Москвы. Как Ф. Д. Рузвельт помог Русской Православной Церкви?С 1941 года с просьбой восстановить в России церковную жизнь к Сталину неоднократно обращался президент США Франклин Рузвельт, подчеркивая, что это важнейшее условие для оказания помощи СССР. Общий объем поставок за Вторую мировую войну от США в СССР составил огромную сумму – 11,3 млрд долларов. Чтобы урегулировать данные вопросы, уже 27 июля 1941 года в СССР вылетел для встречи со Сталиным личный представитель президента Гарри Гопкинс. Американское общество было традиционно религиозно – и оно было в курсе атеистической политики СССР. В письме к английскому министру Б. Бракену Гопкинс писал: «Американский народ не очень легко мирится с помощью, оказываемой России. Все католическое население против нее...» Комментируя переговоры Гопкинса со Сталиным, The Wall Street Journal писала: «Оказывать помощь России – значит бросать вызов нравственности». Ф. Д. Рузвельт был набожным человеком, посещал богослужения, читал и цитировал Библию. И у него были и личные мотивы такого давления, добиваясь, чтобы СССР прекратил гонения на Церковь, и она обрела свое место в государстве и обществе. После того как немцев отбили от Москвы и была выиграна Сталинградская битва (февраль 1943), встал вопрос об открытии второго фронта. И так называемый поворот Сталина и встреча с митрополитами была проведена накануне Тегеранской конференции (конец ноября 1943). На самой встрече (4.09.1943) Сталин попросил митрополитов провести Собор оперативно, «коммунистическими темпами». Нельзя считать ленд-лиз решающим, но фактор Тегерана говорит о прагматичности сталинского разворота. После того как СССР добился перелома в войне, к власти вернулась былая уверенность, и страх перед Богом утих. Почему Сталин изменил отношение к Церкви: мифологическая теорияПосле поражений Красной Армии в 1941 году Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. В Интернете текста этого обращения нет. Однако в 2005 году на 60-летие Победы на официальном сайте Русской Патриархии было сообщено: «9 мая Представитель Патриарха Московского и всея Руси… поблагодарил за молитвенную поддержку, оказанную Антиохийской Православной Церковью нашему народу во время страшных военных испытаний… Призыв Антиохийского Патриарха Александра III к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России в годы Великой Отечественной войны, молитвенный подвиг митрополита Гор Ливанских Илии Карама во многом помогли Великой Победе над немецким фашизмом и духовному возрождению России». Обратите внимание, что РПЦ признает также и вторую часть легенды относительно роли митрополита Илии – об этом ниже.В это время великий молитвенный подвиг совершал в последующем прославленный как святой – иеросхимонах Серафим Вырицкий, предсказавший эту войну, стоявший тысячу дней и ночей в молитве о спасении страны и народа России. И ответ свыше последовал. Провидением на роль помощника России был избран Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат), прекрасно понимавший духовное значение России как основного оплота (несмотря на атеистическую власть) православия. Митрополит Илия По преданию, после обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение Руси от фашистского нашествия. Он ушел в затвор, в каменное подземелье и возносил молитвы, стоя перед иконой Божией Матери с лампадой, не вкушая пищи, воды и без сна. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг.Как гласит легенда, через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Божия Матерь и объявила, что избран он, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского: «Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, – сдавать нельзя. Пусть вынесут, – сказала Она, – чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Церкви и советской власти и передал все, что было определено. Мы не находим исторических доказательств, хотя считается, что все эти письма и телеграммы митрополита хранятся в архивах, возможно, их еще предстоит найти. Однако в пользу этого предания свидетельствуют как предпринятые действия руководителей СССР, изменение характера войны, а также послевоенные визиты митрополита в СССР и его высокий статус в них. От неотложных мер к примирениюСчитается, что Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение. Согласно легенде, в декабре 1941 года был совершен облет с иконой Богоматери вокруг Москвы (хотя об этом идут споры). Именно эта картина была изображена на панно в храме Вооруженных Сил. Согласно другой легенде, в октябре 1941 года Сталин приезжал в Царицыно к Св. праведной Матроне (Никоновой), которая сказала ему: «Красный петух победит. Победа будет за тобой. Из начальства один ты не выедешь из Москвы».Как предсказывала Св. Матрона: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!»Другое пророчество, святого Нектария Оптинского, что после 1918 года, когда была убита царская семья, «России отпущено 22 года на покаяние». Пророчество сбылось.А вот информация с сайта Петербургской митрополии: «…в пасхальную ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, в осажденном городе на Неве был совершен исторический крестный ход. Несмотря на то, что этот факт остается малоизвестным, молитвенное шествие, по воспоминаниям современников, имело огромное значение в победе над врагом… с началом войны отношение советского правительства к Церкви изменилось. В апреле 1942 года в крупных городах страны было разрешено совершать пасхальный крестный ход вокруг храмов с зажженными свечами… В пасхальную ночь в городе был отменен комендантский час… Многие верующие вместо куличей освящали кусочки блокадного хлеба». Тот самый ход также изображен в храме ВС.А еще были легенды об удивительных чудесах во время Сталинградской битвы.Церковь и народ во время войны: единство как фактор ПобедыТем не менее сухие факты таковы. И. Сталин замирился с Церковью, в ночь с 4 на 5 сентября 1943 года он встретился с митрополитами. Из ссылок с амнистией возвращали всех, кто мог бы еще служить, было начато воссоздание духовных школ. 8 сентября 1943 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке был проведен Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, став первым Собором Русской Православной Церкви после 1918 года. Собор избрал Патриархом митрополита Сергия и синод.Без этого перемирия, соединившего страну в одно целое, победа была бы невозможна. Церковь внесла и большой материальный вклад в дело победы: прихожане собирали средства, покупались вооружения. В 1945 году число действующих храмов уже – 10 243, в 1952 – 13 740. Темпы поистине «коммунистические»! Военные неудачи укрепили дух русского народа, его государственность, экономику, и мы одержали победу над мировым злом.Исходя их приведенного анализа, 1941 год был годом перелома в церковной политике государства, а 1942–1943 стал годом разворота.Отношение к Церкви после войныПосле войны Сталин хотел вновь использовать Церковь как политический инструмент, превратив Москву в Третий Рим и мировой центр православия, транслируя через церковные структуры социалистический опыт на Балканы и славянские государства. Однако вмешательство США не позволило получить необходимую международную поддержку. Война была выиграна, Сталин охладел к Церкви, а его окружение стало вновь проявлять интерес к атеистической деятельности. Несмотря на активную и успешную внешнеполитическую деятельность РПЦ, в том числе в борьбе с Ватиканом, религиозный ренессанс в СССР близился к концу.Как считает церковный историк М. В. Шкаровский, перелом наступил в 1948 году: «Помимо изменения международного положения СССР, существовала и другая группа факторов: переключение внимания И. Сталина к новому витку внутриполитической борьбы, чисток и репрессий… уступки части партийного аппарата, не одобрявшей послаблений Церкви, некоторые кадровые перестановки и т. п. ...Власти попытались обуздать выпущенные в годы войны духовные силы: национального, личностного самосознания, религиозного жизнеощущения… В последние годы жизни И. Сталина государственные органы взяли на вооружение тактику постепенного повсеместного ограничения влияния Церкви при сохранении внешне ровных отношений». 25 августа 1948 года под давлением государства Священный Синод был вынужден принять решение о запрещении крестных ходов из села в село, духовных концертов в храмах вне богослужений, недопустимости разъездов архиереев в период сельских работ, запрещении всяких молебствий на полях и пр. С осени 1948 года и до смерти И. Сталина правительство не разрешило открыть ни одного храма, участились аресты священнослужителей. Атеистические корни государства не позволили использовать потенциал Церкви как источник духовного развития: и уже в 70-е общество столкнулось с духовным кризисом. Атеизм, как и марксизм, в какой-то мере тоже является религией: и власти не хотели иметь более сильного соперника.Повторные гонения при Н. Хрущеве, посчитавшего политику Сталина мягкой, привели к уменьшению числа храмов к 1965 году почти в два раза до 7 551, но именно в это время СССР, севший на нефтяную иглу, стал постепенно идти к своему логическому краху.Сейчас Церковь продолжает свое активное развитие. Если в 1985 в РПЦ было 6 806 действующих храмов, то в 2017 году – 36 878.Был ли И. Сталин верующим или атеистом? Интересный ответ предлагает историк, хотя и критик Сталина Игорь Курляндский, подробно исследовавший отношения Сталина и Церкви: «Характерны, например, в этой связи замечания Сталина на полях сочинения Франса, «Воскресения» Л. Н. Толстого, «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского и других известных произведений. Так, например, Сталин исчеркал диалог Анатоля Франса «О Боге», – и в одном месте написал свой вывод о причине непостижения людьми Бога: «Следов не знают, не видят. Его для них нет», оставляя таким образом «лазейку» для бытия Божиего. Нельзя не отметить и факты… некоторых религиозных черт в тщательно выстраиваемом им культе своей собственной персоны, а также в культе Ленина, в коммунистической символике. Для последовательного атеиста такие действия представляются невозможными... Это обстоятельство… облегчило ему маневрирование в отношении религии и Церкви в годы войны». Патриарх Алексий I: из речи на смерть И. СталинаПосле смерти Сталина Патриарх Алексий I произнес речь перед панихидой по нему, сказанную в патриаршем соборе, в которой обратил внимание на следующее: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу… Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя… Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума... Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках. Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы... Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, «в путь всея земли», горячей молитвой». Сталин был гениальным, но прагматичным человеком. Вождь использовал Церковь, как ему диктовала историческая и политическая логика. Никто, кроме Бога, не ведает, встал ли он на путь «благоразумного разбойника», хотя активизация его религиозного сознания в 1941–1943 гг. не вызывает никаких сомнений. Хотя Церковь до Великой Отечественной войны в СССР подверглась разрушению и гонениям, война образумила вождя: и он спас Церковь от полного уничтожения и даже частично восстановил ее. И все высшее советское духовенство того времени это прекрасно понимало, особенно на фоне последующей политики Н. Хрущева, главного разрушителя СССР до Горбачева. Проекция из прошлого в настоящее и будущееВеликая Отечественная война была для нас и для Церкви священной войной между Россией, хранительницей истинной православной веры, и германскими язычниками, которые попрали не только все христианское, но и вообще все человеческое.История повторяется вновь, снова фашистская гадина поднимается из преисподней, не только вся Европа, но и весь Запад идут на Русь. В чем причина событий? Со стороны Запада – цивилизационный конфликт. А с нашей – отречение России от самой себя с 1985 года, отказ от имперостроительства ради сытой жизни, западничество, колонизация: все как на Украине. Прозрение наступило: но 90-е и либерализм наложили на наше государство неизгладимую печать. И события в Курске – это знамение, возможно, решающее, о том, что государство должно отказаться от губительного либерального курса, иначе Победы не достичь.Сейчас западная цивилизация идет по пути подготовки к апостасии, явно игнорируя базовые нормы христианства, поощряя смещение полов, извращенческие браки, что явно направлено против семьи. Это порождает колоссальную деградацию западной цивилизации, которая видна на примере событий олимпиады во Франции. Первый вопрос: сколько в таком состоянии они протянут? Явно недолго.В США находятся штаб-квартиры большинства тоталитарных сект, в Европе храмы пустуют и закрываются, напротив, Россия хранит и умножает свою веру, а храмов в ней становится все больше и больше. Построен прекрасный храм Вооруженных Сил, сооружается собор Св. благоверного князя Д. Донского, избавившего нас от монгольского ига. Так за кем будет Победа? Хотя пока страна крепко окутана либеральной системой, сомнений в избавлении России от ига глобалистов и всего того, что мешает нам побеждать, рожать детей и развиваться – нет. После революции Россия претерпела беды и унижения, как и сейчас после 1985 года, Запад рассчитывал на развал страны. Но Сталин создал сильнейший антизападный проект и вернул потерянные земли. История, в том числе наша, повторяется: возможно, тоже будет и сейчас. Но прежде победы нам, возможно, как и в те времена, придется претерпеть многое. Похоже, Сталин вернется. Но никто из видимых будущих претендентов на это место пока не учился в семинарии… Ссылки: Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание (pravoslavie.ru).Сталин, Рузвельт и Русская православная церковь (livejournal.com).Патриарх Кирилл: К 1939 году по всей стране оставалось незакрытыми около 100 православных церквей из более 60 тысяч действовавших в 1917 годуХаскинс, Екатерина В. «Посткоммунистическое прошлое России: Храм Христа Спасителя и переосмысление национальной идентичности». История и память: исследования в области репрезентации прошлого 21.1 (2009).М. Шкаровский. Сталинская религиозная политика и Русская Православная Церковь в 1943–1953 годах.Патриотическая работа в храмах блокадного ЛенинградаСколько храмов в Санкт-Петербурге?7 известных семинаристов, не пошедших по церковному путиВсесоюзная перепись 1937 г. Краткие итоги. М. 1991. С. 106–107.Война, Церковь, Сталин и митрополит Илия (stalinism.ru)Церковно-исторический вестник. № 1. М. 1998. С. 57.Священная Война / Православие.Ru (pravoslavie.ru)Калашников Максим, Погашенная паника 15 октября 1941. «Крещение огнем». Том I: «Вторжение из будущего» (wikireading.ru).Патриоту на заметку: возродить РПЦ в СССР Сталина заставил Рузвельт (newizv.ru).Ленд-лиз: как США продавали помощь союзникам.Б. А. Филиппов, Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны.Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. М., 1958. Т. I. С. 259.Легенда Великой Отечественной: Богоматерь спасла МосквуБыл ли облет Москвы с Тихвинской иконой 8 декабря 1941 года?Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Сост. З. В. Жданова. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. 1994. С. 26–27.Приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях (pravme.ru).Вера в Победу – вера в Бога: почему в блокадном городе был совершен пасхальный крестный ходСталин и иерархи: встреча в КремлеСвятейший Патриарх огласил статистические данные о жизни Русской Православной ЦерквиБез иллюзий – Православный журнал «Фома» (foma.ru)Речь Патриарха Алексия I на смерть Сталина. Николай Стариков. Политик, писатель, общественный деятель (nstarikov.ru).
Источник
|