09:17
«Старый грузовой ряд» на СВО: любовь и ненависть

«Старый грузовой ряд» на СВО: любовь и ненависть66 лет назадЕсли исключить единичные раритеты по обе стороны фронта, то полноприводный микроавтобус УАЗ «Буханка» можно назвать самой возрастной техникой на СВО. Военные капотные УАЗики, наследники легендарной 469-й машины, появились на конвейере в 1972 году, а первые фургоны УАЗ-450 в 1958 году. Именно «Буханка» без принципиальных изменений выпускается до сих пор, и закат конвейерной жизни машины не предвидится. До этой машины в Ульяновске занимались выпуском техники, разработанной в Горьком – ладный фургончик стал первой самостоятельной разработкой конструкторов УАЗа. В текущем году исполняется 66 лет конвейерной жизни машинки. Казалось бы, принимай поздравления, «Буханочка»! Но поводов для радости маловато.


Примеры кустарного бронирования "Буханок" уже входят в историюНачнем все-таки с плюсов. К безусловным достоинствам «Буханки» относится её форм-фактор. Компактный полноприводный микроавтобус в России почти единственный в своем роде. Универсальность машины объясняет широкий диапазон использования на фронте – начиная от эвакуации раненых и заканчивая доставкой продовольствия. Не стоит забывать, что немалая часть «Буханок» попала на СВО стараниями волонтеров и сердобольных граждан. Машины скупались у населения, при необходимости восстанавливались, дооборудовались и отправлялись военным. Далеко не всегда в частях требовалась именно «Буханка», но за неимением другого, довольствовались этим. Прочность, проходимость, ремонтопригодность и неприхотливость – вот главные преимущества ульяновской техники. По крайней мере, такое мнение сложилось за десятилетия эксплуатации в Советском Союзе и России. Но есть уже и тревожные звоночки относительно надежности машин, направляющих из Ульяновска в зону СВО. Сенатор Дмитрий Рогозин неоднократно указывал на качество новых фронтовых машин. Выходят из строя коробки передач, гидроусилители рулей, машины стремительно теряют рабочие жидкости и прочие компоненты. Надо отметить, прямых рекламаций в отношении «Буханок» нет – все претензии касаются «Патриотов». Если тревогу бить начал целый сенатор, то остается только догадываться, какой уровень качества боевой техники УАЗ на СВО.Впрочем, и на гражданском рынке машины, мягко говоря, не были эталоном надежности. В настоящее время проблемы с качеством ульяновских машин связаны, помимо прочего, с былой зависимостью от импортных поставщиков. Экстренный поиск альтернативных производителей в списке дружественных стран либо работа со своими подрядчиками не позволяет безболезненно перейти на импортозамещение. Со временем все встанет на свои места, но только со временем.Пример маскировки "Буханки" в зоне СВОВ связи с этим, вполне ожидаемо появляется еще один бонус «Буханки» для фронтовых условий – это высокая степень локализации производства. С введением санкций это позволило не останавливать конвейер из-за дефицита комплектующих. Точных данных нет, но логика подсказывает, что машина, выпускающаяся с 1966 года, должна быть на все 100 процентов отечественной. Это значит, запасные части во фронтовых рембатах будут всегда. Для справедливости отметим, что на официальном сайте УАЗа «Буханки» предлагаются с механическими КПП от китайской BAIC. Идут ли на фронт машины с импортными комплектующими в рамках оборонного заказа, не известно. Ракетная система залпового огня«Буханка» на фронте едина во многих лицах – в этом достоинстве ульяновской машине отказать нельзя. Это и медицинский автомобиль, и грузовой фургон, и грузопассажирский «Фермер», и мобильная пулеметная установка, и даже миниатюрная РСЗО. Впрочем, в качестве медицинской машины микроавтобус не самый лучший – сказывается совершенно грузовая рессорная подвеска на заднем мосту. На этом, пожалуй, позитивные новости о «Буханке» заканчиваются.Нужен новый УАЗНе зря «Буханку» или УАЗ-3962 именуют СГР или «старый грузовой ряд». Это уникальное наименование для транспортного средства категории В, позволяющее ему обходить сертификационные правила. СГР не оборудуется системой АБС, подушкой безопасности и прочими элементами пассивной защиты. Хорошо, что ремни безопасности предусмотрены. Вагонная компоновка с сидящим на переднем колесе водителем не оставляет шансов при столкновении даже средней тяжести. Кто-то скажет, что это не самое критичное на фронте, но это совсем не так. Линия боевого соприкосновения очень продолжительная, и техника наматывает тысячи километров, оперативно перебрасывая личный состав и технику с севера на юг и обратно. УАЗ СГР явно в этом принимает самое активное участие. Удар на встречном курсе даже с мотоциклистом чреват серьезными ранениями для водителя. Такое уже случалось на СВО, свидетельства имеются. А если это не мотоцикл летит в лоб «Буханке», а что-то тяжелее? Отвечать на вопрос смысла нет, и без него всё понятно. Тонкий лист стали не защитит и от обстрела стрелковым оружием. Как ни крути, но больше метра подкапотного пространства явно лучше, чем ничего. Поэтому при фронтальном обстреле шансов спастись водителю и пассажиру нет никаких. Впрочем, это минус всех армейских бескапотных машин. Как и уязвимость при подрыве мины под передними колесами, только у СГР этот порок возведен в абсолют за счет сравнительно небольшой массы. В качестве примера можно вспомнить о судьбе ГАЗ-66 в Афганистане, который был оперативно выведен из зоны боевых действий как раз по причине низкой устойчивости к минам из-за своей малой массы. А «Буханка» еще легче. Капотная компоновка достоверно повышает выживаемость личного состава в минной войне – этот тезис необходимо уяснить на всех уровнях и сделать соответствующие выводы. Следующие недостатки «Буханки» не столь критичны, но могут негативно влиять на общую боеготовность подразделений. К ним относится бензиновый мотор. В условиях СВО, похоже, только УАЗы сейчас требуют в качестве топлива бензин. Это минус – от танка или БМП уже машину не заправишь, да и снабженцам добавляет головной боли. Мотор в 112 л.с. откровенно слаб для машины полной массой в 2,83 тонны, которая на фронте явно работает с постоянным перегрузом. Здесь бы подошел мотор мощностью в 150-170 л.с. И скороходности добавилось бы, а это один из ключевых параметров выживаемости. Впрочем, с более быстрой «Буханкой» водителю еще справиться нужно и не забывать при этом, что его от встречной машины или придорожного столба отделяет всего ничего. Разве что не травмобезопасная рулевая колонка. Кузов СГР УАЗ разрабатывался в первое послевоенное десятилетие и никаким образом не рассчитывался для бронирования, даже локального. Псевдоаэродинамические обводы «Буханки» красивы, но не функциональны. На фронте, конечно, научились кустарно бронировать УАЗики, но часто это лишь элементы психологической защиты. Нужна машина с плоскими панелями кузова, заметно упрощающими заводское бронирование. Такая, кстати, была в истории – УАЗ-3972, призванная заменить «Буханку» в 80-х годах прошлого столетия. Но не сложилось – «перестройка» и всё такое."Соболь 4х4" позиционируется в несколько иной нише, чем "Буханка", но машина вполне может стать его заменой на фронтеКритикуешь — предлагай. Следуя этому лозунгу, стоит придумать пути выхода из сложившейся ситуации. Разумеется, стратегического значения низкие тактико-технические характеристики устаревшей машины не понесут, но из мелочей формируется общая картина. Снимать с производства «Буханку» и спешно разрабатывать новую машину никто не будет. Даже если реанимировать проект УАЗ-3972, на освоение производства уйдут годы, а в условиях рыночной экономики машина никогда не окупит затраты. Но у нас есть Нижний Новгород, где выпускают вполне современные и полноприводные «Соболи». Он просторнее, мощнее за счет тяговитого дизеля и гораздо удобнее в управлении. Стоит дороже СГР, но никто не запрещал сделать урезанную по функционалу версию для военных. И водитель сидит не на колесе, а перед ним. Не принципиально, но безопаснее. УАЗ-3972"Комбат" из АрзамасаМожно пойти дальше. Недавно в Арзамасе представили большой внедорожник «Комбат» на агрегатах того самого «Соболя 4х4». Перепланировка салона позволит использовать машину в качестве медицинской, а пружинная подвеска обеспечит щадящую эвакуацию раненых. И это только примеры, которые приходят на ум первыми. У самого УАЗа есть капотный «Профи» в медицинском исполнении. Почему его нельзя на передовую? Замена «Буханке» давно найдена, но неведомой причине машины середины XX века все еще едут на СВО первой половины XXI века. Пора исправляться.



Источник

Просмотров: 19 | Добавил: Dmitrij | Теги: любовь, Грузовой, на, ряд», «Старый, ненависть, СВО: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх