05:11
Страницы дивной красоты

Сегодня мы не будем вести речь о рыцарях, а поговорим о средневековых рукописях, причём самых ранних и, пожалуй, самых прекрасных из всего, что когда-либо было написано или нарисовано в книгах. Называются такие рукописи – иллюминированными, а представляют они собой средневековые красочные книги ручной работы, причём текст в них может быть написан и золотыми, и серебряными чернилами либо красками на основе натуральных пигментов. Страницы таких манускриптов обычно бывают украшены серебряными и золотыми орнаментами, и очень часто – яркими цветными миниатюрами, краски которых до сих пор не потускнели. Самые ранние манускрипты ограничены по своему содержанию текстами их Священного Писания, божественными гимнами и религиозными календарями. Так что в смысле информирования историку они дают довольно мало: и самое в них интересное – это место и время их написания. Есть рукописи, которые посвящались античным авторам, таким как Вергилий, Гомер и другие. В них информации больше, поскольку сами античные рукописи до нас практически не дошли. Но вот для искусствоведа нет большей радости, чем рассматривать эти рукописи, а всё потому, что украшены они просто изумительными орнаментами. Эти манускрипты, по мнению историков, часто на заказ, создавали в странах Западной Европы между 500 и 1600 годами монахами в монастырях (монахини в этом тоже принимали участие, но позднее), церковных приходах, и так как требовали огромного труда, то и стоили очень дорого. Нужно отметить, что на создание некоторых из них уходил и год, и даже до нескольких десятков лет! Разумеется, такой рукописный шедевр заказать себе могли только очень состоятельные люди. И тем не менее спрос на иллюминированные манускрипты был так велик, что до нас дошли многие из них. Например, «Хроники» Фруассара дошли до нас в 86 списках, которые находятся в библиотеках Лондона, Парижа, Нью-Йорка и Брюгге. Как только появился печатный станок Иоганна Гутенберга (а случилось это в 1440-х годах), эпоха рукописных книг стала понемногу подходить к концу. Но среди элиты общества именно рукописные книги ценились больше всего. Средневековые коллекционеры, а они уже тогда были, презирали книги, напечатанные при помощи ручного типографского станка, и, как и раньше, заказывали рукописные манускрипты у монахов. До нас дошло совсем немного интереснейших книг, являющихся подлинными произведениями искусства.

Ковровая страница «Книги из Дарроу». Хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине

Прежде всего, это «Книга из Дарроу» (650-700 гг.). Считается, что она является старейшей иллюминированной рукописью Европы. И это древнейший евангелический текст, дошедший до наших дней. Где она была создана, точно не известно. Называют и остров Айона, и Линдисфарнское аббатство. На страницах книги можно найти двенадцать переплетённых инициалов (первая буква в тексте, на Руси такие буквы называли буквицами), причём они так велики, что занимают большую часть страницы и представляют собой совершенно уникальные образцы иллюминирования столь далёкого от нас времени. Также там есть пять миниатюр, изображающих четырёх Евангелистов и Иоанна Крестителя, размером в полную страницу, и ещё шесть так называемых «ковровых» страниц, полностью из одних лишь орнаментов.

Человек из «Книги из Дарроу»
Ещё одна «ковровая страница»…

«Ковровые» страницы покрывает сложный кельтский орнамент, выполненный с изумительным мастерством. Просто не верится, как можно простыми руками и волосяными кисточками всё это нарисовать столь аккуратно и чётко. Широко используются как золотые, так и серебряные чернила, и это первый опыт их применения для оформления иллюминированного Евангелия. Чем эта книга так важна? А вот чем: это основной текст, который сформировал Римско-католическую церковь, и которая пользовалась им более 1000 лет. И остаётся основой Библии для сегодняшней христианской церкви.«Амиатинский кодекс» или «Кодекс Амиатина» (конец VII – начало VIII века) считается самой древней рукописной Библией на латинском языке. А создана она была монахами аббатства Монкуирмут-Джарроу в королевстве Нортумбрии, после чего отправлена в подарок римскому папе. Забавно, что книга эта весит как добрый мешок с цементом: 30-35 кг и содержит 1040 листов пергамента, из которых до нас дошло 1029.

«Скриба скрибас!» – «писец пишет». «Кодекс Амиатина» в Библиотеке Медичи Лауренциана. Фото Роберты Ахмансон
Текст начинается с полноцветного изображения писца Эзры, работающего в своём кабинете

Созданный в конце VII – начале VIII века, этот манускрипт хранится в библиотеке Лауренциана, Флоренция. Иллюстрации в нём яркие, красочные. Есть предисловие, написанное золотыми чернилами на пурпурной бумаге – роскошь, предназначенная только для самых важных текстов, обычно для императоров. Есть диаграммы Заветов, основанные на работах Св. Иеронима и Св. Августина.«Евангелие из Линдисфарна» (около 700-715 гг.) появилось на свет на «святом острове» Линдисфарн в стенах монастыря святого Кутберта и содержит четыре канонических Евангелия Нового Завета. И в ней также есть «ковровые» страницы с кельтскими крестами, в обрамлении фантастических птиц, орнаментов с телами птиц и животных, и яркие инициалы в полстраницы с обводкой из красных точек. Находится в Британской библиотеке в Лондоне.

Страница 27 из «Линдисфарнского евангелия», вступление к «Евангелию от Матфея». Слева – «ковровая страница». В основном тексте содержится первое предложение Евангелия от Матфея: «Liber Generationis Iesu Christi filii David filii Abraham» («Книга о рождении Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраама»)

Далее по времени идёт «Келлская книга». О ней известно следующее: когда в 793 году викинги напали на монастырь святого Кутберта, эта книга каким-то чудом уцелела, и её перевезли подальше «от греха» в город Дарем, на северо-восток Англии. То есть в 793 году она уже была написана. Именно «Келлскую книгу» можно считать самой иллюминированной рукописью раннего Средневековья. Изготовлена она была трудами множества монахов из монастыря святого Колумбы на острове Айона, но потом вследствие постоянной угрозы со стороны викингов они перевезли её в Келлский монастырь в Ирландии. Книга очень богато иллюминирована, то есть украшена иллюстрациями, а также красочными орнаментами и цветными миниатюрами. И вот что интересно и пока не поддаётся объяснению: на страницах этой рукописи имеются декоративные элементы, которые можно разглядеть лишь с помощью лупы, имеющей десятикратное увеличение. В частности, такие элементы орнаментов можно увидеть на буквах-инициалах и в некоторых иллюстрациях. Но ведь в то время линз с подобным увеличением не было. Так как же всё это было нарисовано? Если отмести пришельцев, потомков атлантов и «допотопную цивилизацию», то есть лишь один приемлемый вариант: художник, её оформлявший, был попросту близоруким. Вот он в такой микроскопической технике и работал, потому что в другой он работать попросту не мог! Интересно, что приключения «Келлской книги» нашли своё отражение даже в… мультипликации! В 2009 году режиссером Томмом Муром был снят полнометражный цветной мультфильм «Тайна Келлс» (англ. The Secret of Kells) — в центре сюжета которого лежит история спасения и завершения «Келлской книги» в начале IX века.

Ещё одна «ковровая страница» из «Линдисфарнского евангелия»
Лист 34 «Келлской книги», содержащий монограмму Хи-Ро (χρ) — первые буквы имени Христос на греческом языке. Библиотека Тринити-колледжа, Дублин
Лист 291 «Келлской книги», содержащий портрет Евангелиста Иоанна. Библиотека Тринити-колледжа, Дублин


Источник

Просмотров: 44 | Добавил: kravcov_stanislav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Декабрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх