Новый дипломатический термин: «лимузинная дипломатия». Введен не так давно российским президентом, возящим за собой свой «Аурус». Это нормальная практика, особенно если президент планирует независимое перемещение по стране, куда он прибыл с визитом, хотя принимающая сторона просто из кожи вон вывернется, чтобы обеспечить транспортом делегацию.Но – своя рубашка точно в этом отношении ближе к телу в плане безопасности, защиты и отсутствия лишних ушей. Поэтому беседу в своем авто можно вести на уровне самой высокой откровенности. И в принципе все прекрасно понимают, что лишних ушей в президентской машине быть не может, и пока от предложения заценить новую игрушку Путина еще ни один здравомыслящий человек не отказался. Ну и показательно: не только танки делать можем, хотите такой же, только с модулем «Бережок» сзади? Не так красиво, зато функционал возрастает…
Учитывая, сколько уже было интересных поворотов и сюрпризов для тех, с кем мы не пьем – «лимузинная дипломатия» приносит свои плоды.Вы сейчас скажете: мы про самолеты или куда?Пока да, о лимузинах, потому что в лимузинах очень удобно говорить с глазу на глаз в том числе и о самолетах.Идем в историю. Экскурсия будет короткой, но познавательной.ВВС КНДР датой рождения считают 20 августа 1947 года. Первое боевое применение произошло 25 июня 1950 года, с началом Корейской войны. За неполные 80 лет ВВС прошли три основных этапа.Первый. Этап становления ВВС КНА (Корейской Народной Армии) характеризовался использованием техники ВВС РККА: штурмовики Ил-10, истребители Як-9, учебные/ночные бомбардировщики По-2. Со временем поступали на вооружение Ла-9 и Ла-11.Второй этап. Поствоенное время. На вооружении ВВС КНА оказались МиГ-15, Ил-28, МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. Практически все эти самолеты (особенно истребители) принимали участие в боевых операциях.Третий этап. На вооружение ВВС встали МиГ-23МЛ, МиГ-29, Су-25 и китайский Q-5. Практически к 80-м годам сложился облик ВВС КНДР – истребители и штурмовики, бомбардировочная авиация практически отсутствовала. Все, что было на протяжении многих лет на вооружении ВВС КНДР – это советские бомбардировщики Ил-28 и их китайские нелицензионные копии Harbin H-5.Ил-28. Самолет, которому почему-то не уделялось столько строк и абзацев, сколько он заслуживал. Рожденный в 1947 году и вставший на вооружение советских ВВС в 1950-м (абсолютно параллельно с корейскими ВВС, да) году, этот выдающийся самолет на долгие годы стал преемником Ил-2. Но не в плане штурмовика, а в плане фронтового бомбардировщика, торпедоносца, самолета РЭБ и далее. Надежный, универсальный, неприхотливый, способный выполнять самые разные боевые задачи (в том числе и таскать атомные боеприпасы) – вот что такое Ил-28.Технические характеристикиЭкипаж: 3 человекаНормальный полётный вес: 18 400 кгМаксимальная взлётная масса: 23 200 кгДвигатели: 2 х ТРД ВК-1 (ВК-1А) х 2700 кгсМаксимальная скорость горизонтального полёта на высоте 4500 м: 902 км/чКрейсерская скорость: 670 км/чМаксимальная дальность полёта: 2455 кмПрактический потолок: 12 500 мВооружение- 1 или 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол;- 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол;Бомбовая нагрузка: (во внутреннем бомбоотсеке)- нормальная: 1000 кг- максимальная: 3000 кгЕще немножко информации для размышления. Последний Ил-28 был выкачен из сборочного ангара в 1955 году. То есть, самому молодому корейскому Ил-28 «всего» 70 лет. И этих машин в Северной Корее осталось около 50, из которых минимум половина – абсолютно боеспособны.Да, конечно, В-52 (выпуск с 1952 по 1962 годы) у них, Ту-95 (выпуск с 1954 по 1969 годы) у нас… Понятно, когда у страны с авиационной историей и конструкторской школой есть такие ветераны-долгожители. Но Северная Корея… Впрочем, о странностях чуть ниже.Есть у корейцев и китайская нелицензионная копия Ил-28. Harbin H-5. Это Ил-28, скопированный с оригинала, который в числе 250 таких самолетов был поставлен Китаю из СССР. В Китае хотели начать лицензионный выпуск, но Мао разругался с Хрущевым и в 1966 году в небо поднялся «ксерокс», который назвали Н-5.Самый «свежий» Н-5 может быть 1974 года выпуска, но интересный момент: на вооружении ВВС КНДР осталось куда меньше Н-5 (около 30), чем более древних Ил-28 (около 50).И здесь можно только аплодировать инженерам и техникам ВВС КНДР, которые смогли в таких условиях поддерживать боеспособность советских бомбардировщиков. Это подвиг.Однако все рано или поздно имеет свойство заканчиваться. И ресурс летающего антиквариата, каким бы заслуженным самолетом он ни был, не бесконечен. Ил-28 прошел множество военных конфликтов в Африке, Азии, на Ближнем Востоке, но дальнейшая эксплуатация, а тем более, боевое применение этих самолетов несет больше опасности для применяющих, чем для противника.В общем, было о чем лидерам побеседовать «без лишних ушей». Надо сказать, «уши» все-таки были. Иначе как информация о сделке по Су-34 вышла из Южной Кореи? А в Южной Корее все военные реально стоят нат ушах, потому что им эта информация очень неприятна.Защита своих рубежей – это хорошо. Активная защита, то есть, нападение – очень важно, особенно в современном конфликте. Южнокорейская разведка утверждает, что ВВС КНДР начнет получать Су-34 даже раньше, чем Алжир. Но это нормально: Алжир – очень старый российский клиент в плане вооружений, и эта страна имеет очень большие преимущества перед другими желающими купить российское оружие, но КНДР – это совсем другое дело.Корейские снаряды в стволах российских орудий, корейские РСЗО на огневых позициях в сторону Украины, корейские солдаты и офицеры рука об руку с русскими боевыми товарищами.Это не плата. Люди нормальные, думающие головой, понимают, а остальные обязаны понять, что это не плата. Это уважение к боевому союзнику. Подчеркну: к настоящему боевому союзнику, который помог не деньгами, не поставками. Доверил людей.Да, я имел разговор с инструктором, который тренировал корейских солдат на наших полигонах перед тем, как их отправили в Курскую область. Его мнение было очень интересным: подготовка на уровне прошлого века, но в плане морального облика – это прекрасные солдаты. Готовые идти на выполнение любых задач. Да в общем и возвращение участвовавших в СВО северокорейских солдат и офицеров прекрасно показало оценку их действий Ким Чен Ыном в первую очередь.Имел ли право лидер КНДР обратиться с просьбой о поставе современных самолетов, тренажеров, инструкторов? Однозначно – да. Должен ли Путин помочь союзнику в этом вопросе – тоже да.Южнокорейские разведчики утверждают, что вопрос о поставках Су-34 фактически решен и поставки первой партии самолетов – дело ближайших месяцев. Как пишут в очередной сводке National Intelligence Service (NIS), национальной разведслужбе Южной Кореи, речь идет о небольшой партии от 6 до 12 самолетов. Правда, эффективность этой службы можно поставить под сомнение, сотрудники NIS чаще оказываются за решеткой в связи с коррупционными скандалами, чем за нормальный, приличествующий этим людям шпионаж. И NIS уже отметилась два года назад сообщениями о поставках в КНДР то ли Су-30, то ли Су-35, чего на деле не произошло. В последнее время NIS перестало выдавать «на-гора» откровенные слухи и сплетни, видимо, волна преобразований все-таки дошла до кабинетов и там что-то изменилось.«С октября 2024 года пилоты боевой авиации Северной Кореи были отправлены во Владивосток на Дальнем Востоке России, где начали обучение на современных истребителях. Долгое время основным источником неопределенности оставались классы истребителей, которые могут быть закуплены: Россия может поставить более десяти различных типов тактических боевых самолетов разного класса. Теперь известно, что первыми начнут развертывание 6 самых тяжелых в мире истребителей Су-34».Почему в Республике Корея Су-34 упорно именуют тяжелым истребителем – тайна великая. То ли иероглифа соответствующего нет пока, то ли понимания концепции применения. Впрочем, не станем заострять на этом внимания, Су-34 действительно истребитель, и способен истребить что угодно на земле или на воде. Да и тому, что в воздухе, тоже может жизнь осложнить. Это, как ни крути, лучший тактический ударный самолет в мире, что аргументируется не на бумаге, а боевыми операциями.Вообще истерики в кабинетах разведки (да уверен, и не только разведки) понятны. Су-34 может стать просто страшным инструментом в руках Ким Чен Ына. Сперва посмотрим на карту. Протяженность Южной Кореи с севера на юг – 450 километров. Су-34 способен поражать цели в 200-250 км от себя, так что, просто подлетев к границе, половина территории Южной Кореи уже может оказаться в прицеле. Там это понимают.Однако, это далеко не самое страшное, хотя неприятно. Успехи ракетчиков КНДР – вот что на деле тревожит соседей. Уже сегодня в ВВС КНДР пытаются испытывать аэробаллистические ракеты воздушного базирования на имеющихся Ил-28. Пока не очень, видимо, есть конфликт между весом ракеты и возможностями советских ветеранов. В лучшие времена Ил-28 в перегруз брал 3 000 кг бомб. Су-34 берет 8 000, но изюминка в том, что в перегруз «Селезень» утащит и 12 000. Просто недалеко.А, простите, зачем далеко? От центра Сеула до границы что-то около 40 км. Так себе место для столицы, если честно. Можно и артиллерией достать, но сами понимаете, артиллерия или РСЗО в приграничных районах – это нейтрализуемо. А вот аэробаллистическая ракета, запущенная чуть ли не сразу после взлета – это несколько иное дело.Да, на вооружении ВВС Республики Корея стоят F-16 собственного производства (не самых новых моделей, С и D) и F-15 заморского производства. Это хорошие самолеты, их много (150+), и они смогут дать отпор любому агрессору, который вторгнется в воздушное пространство Южной Кореи.И ПВО в РК вполне: американские «Пэтриоты» и свои KM-SAM, которые, заметим, помогали сделать наши специалисты из «Алмаз-Антея» и «Факела». То есть, это хорошие ЗРК, если корейцы ничего там не накрутили сами не туда. То, что наши передали южнокорейцам в начале 2000-х, позже было реализовано как С-350 «Витязь». Ну, правда, «Витязь» немного дальше и точнее стреляет, но не будем придираться. ЗРК у южнокорейцев вполне приличные.Так что за свои воздушные рубежи в Сеуле могут спать спокойно. Однако если противник, коим считают КНДР, не станет атаковать эти самые рубежи, а начнет работать со своей территории? Вот тут начинаются проблемы.По оценкам американских экспертов, КНДР обладает одной из самых плотных ПВО в мире. Реально так, страна небольшая, количество пусковых установок и стволов просто огромное. А учитывая наличие С-300 - соваться туда даже таким хорошим самолетам, как F-15 и F-16 – это довольно опасно. И получается, что Су-34, взлетев и разогнав насколько можно (ну он не МиГ-31 в конце концов) аэробаллистическую ракету, спокойно запустит ее из своего пространства абсолютно безбоязненно. Как это сегодня делают Ту-95 крылатыми ракетами, например, у нас.Признаем, «Пэтриот» хреново перехватывает столь высокоскоростные цели, как «Кинжал». Точнее, практически не перехватывает, доказательств пока предъявлено не было. KM-SAM – сложно сказать, Блок 2 должен перехватывать баллистику, но результатов испытаний, если такие и были, не оглашалось. Учитывая российские технологии – должен. Вопрос – как. Да и пока на вооружении ВС РК только одна батарея из 4 ПУ по 8 ракет. То есть – не так и много на самом деле.Так что Су-34 с аэробаллистической ракетой из тактического ударного самолета очень легко превращается в стратегический, а учитывая наличие у КНДР ядерных зарядов и вообще очень широкое поле для размышлений. Причем, не только в Южной Корее. Там еще есть одна страна, в сторону которой время от времени летит что-то такое… недружелюбное.Да, может возникнуть вопрос: зачем все это, если у КНДР есть вполне вменяемые баллистические ракеты? Причем, настолько хорошие, что технологии реально приобретают другие страны.Все просто. Пуск баллистической ракеты – это очень заметно дело. Пока ракета стартует, пока выйдет на траекторию, пока разгонится – заметно. Есть время на реагирование. Соответственно – шанс попытаться сбить ее. Самолет с аэробаллистической ракетой – это может быть более эффективно, чем тихий пуск крылатой ракеты. Крылатая ракета может идти на небольшой высоте, маскируясь складками местности, но с дозвуковой скоростью. Может быть КР сверхзвуковая, тогда меньше маневра, больше скорости. А может и аэробаллистическая, со скоростью 8-10М, проламывающая ПВО противника именно за счет огромной скорости.Так что реакция в Южной Корее и в перспективе Японии, понятна: Ким Чен Ын может получить в свое распоряжение самолет, который вполне сможет играть роль стратегического бомбардировщика-ракетоносца. Не такого большого, как В-2 или Ту-160, зато незаметного по сравнению с летающими мастодонтами. Но – по задачам КНДР вполне себе эффективного.Это интересный ход. КНДР, достигшая успехов в некоторых видах вооружений, усилив свою авиацию при помощи Су-34, а в перспективе и другими российскими самолетами, станет очень сильным игроком в регионе, даже без ядерного оружия.«Лимузинная дипломатия» - такое тонкое дело…