14:30
Судьба русского крокодила

Была на ВО статья про слонов, и, прочитав её, у меня возникла ассоциация с известным выражением «Россия – родина слонов». Хотя вспомнились наши родные крокодилы. Кто интересуется историей родного края, наверняка знает, что в письменных источниках (летописях, записках и других) упоминаются крокодилы.Надеюсь, что для многих эти сведения будут интересны. Не претендую на всестороннее исследование данного вопроса (т. е. тапками бросаться можно, но не больно).Область интереса – животное, похожее на крокодила, а это варан, ящерица (ящер). Пресмыкающееся на четырех лапах с характерной головой и хвостом.Слово «крокодил» происходит от греческого ящерица. Практически во всех европейских языках оно звучит одинаково. В древнерусском языке оно звучало и писалось как «коркодил».Есть предположение, что «коркодил» – это животное, покрытое коркой и живущее в иле. Спишем это на лингвистические фантазии.А вот что не фантазии, так это то, что это слово употребляется в старорусском языке, а это значит – наши предки прекрасно были осведомлены об этом существе.Возможно, как я ранее отметил, это были не крокодилы, а существа очень их напоминающие. Как утверждают зоологи, крокодил в наших широтах из-за климата не выживет. Но зато ящерицы распространены практически по всему земному шару. Условимся, что существо будет названо крокодил.Сведения о рептилиях затрагивают европейскую часть Российской империи. Есть данные о крокодилах зауральских, но о них позднее.

Летописи

Изображения

Рассмотрим сначала изображения крокодилов.Данная фреска находится в церкви Старой Ладоги и датируется 1167 годом.Удивительно, что Св. Георгий не собирается нападать на рептилию, да и дама, ведущая крокодила на поводке, вряд ли ему это позволила бы.

На барельефе храма Покрова на Нерли 1165 года изображены крокодильи морды.Есть и другие изображения крокодилов, относящиеся к данному периоду.В нижеприведённых цитатах указаны свидетельства, что слово «коркодил» было хорошо известно на Руси и его использовали для описания качеств человека, в данном случае князя.Так, в послании митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху (XII век) есть такие строки:

«И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие».

В Ипатьевской летописи Роман Мстиславович Галицкий сравнивается со львом, рысью, туром и крокодилом, где последний выступает символом неукротимого напора:

«устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».

Обратите внимание, что сравнивается князь не с мифическим зверьем, а с реальным, и коркодил из этого ряда не выбивается.Далее ещё интереснее. Прямые свидетельства, которым нет причины не верить.«Записки о Московии», изданные в 1549 году Сигизмундом фон Герберштейном. Дипломат папского престола. Долгое время жил и путешествовал по Руси. Его «Записки» – это ценнейший материал по средневековой Московии.Проезжая через территорию современной Литвы (Самогитию), он описал «домашних» пресмыкающихся (змей) на четырёх лапах 60–70 см длинной.Вот что он пишет:

Прямые свидетельства

«Эта область изобилует рощами, и лесами, в которых иногда происходят страшные сцены. Ибо там много язычников, которые содержат у себя в домах, как пенатов, каких-то змей, с четырьмя короткими ногами на подобие ящериц, с чёрным и толстым телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites), в положенные дни, очистив свой дом и поставив пищу, они всей семьёй, в каком-то ужасе покланяются этим змеям, пока, нажравшись, те не уползут в своё место. Если им приключится что-либо дурное, то они это приписывают тому, что домашнее божество, змея, было худо принято и накормлено».

Псковская летопись (1582 год), где описывается нашествие крокодилов:

«В лето 7090 (1582)... изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».

Река, упомянутая в тексте – это река Великая.В 1589 году в книге «Записки о России» английский дипломат Джером Горсей описывает случай, приключившийся с ним на границе современных Польши и Белоруссии.

Летописный свод

«Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился».

Добавить можно, но не убавить!Трудно заподозрить эти три источника в том, что они описывали неизвестное им животное. Или были в каком-то сговоре, да и зачем?XVIII век. Тоже достаточно информации о крокодилах.Из записей комиссара Василия Штыкова из г. Арзомас:

«Лета 1719 июня 4 дня в уезде буря великая, и смерчь, и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божиим гневом опаленный, и смердел отвратительно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»

Но артефакт до Санкт-Петербурга не доехал.Можно ещё упомянуть записки Н. П. Рычкова (1770 года) о «ужасном змее» – Елабужском Оракуле, но капитан Рычков его не видел, и все записи только со слов знакомого заводчика. А мы рассматриваем «коркодилов» только о четырёх лапах.26 июня 1889 года уездный исправник В. А. Беляев проверяет информацию о появлении крокодила в Чеболукшской губе Онежского озера. Опрошенные по отдельности крестьяне показали, что видели плоское животное, чёрного цвета с длинным хвостом и покрытое чешуей, как у рыб. Информация о происшествии хранится в Национальном архиве Республики Карелия.В XIX веке при описи вещей в одной из церквей Белоруссии был найден скелет крокодила. Интересно, а зачем он там был и понадобился?И ещё о городских легендах. В пригороде Минска, в районе Татарского болота водились крокодилы, около 50 см длинной и во время разлива р. Свислочи выползали и ползали по улицам. Были довольно агрессивны и кусали прохожих за ноги.Последний минский крокодил был убит в 1885 году, и его чучело хранились в одном из местных училищ, но пропало в начале XX века.

Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Из книги 1768 года

Предметы быта

В Псковской, Новгородской областях образ «коркодила» – часто встречающийся элемент. Его использовали повсеместно: резьба, роспись, украшения. Нередко голова ящера украшает нос судна, используется в конструкции домов.Благодаря археологическим раскопкам в Новгороде этих предметов предостаточно.Один лишь пример.

Ручка ковша (XIII век, Новгород)

От Урала и до Енисея найдено большое количество бронзовых пластин с изображением зверей, т. н. «Пермский звериный стиль».Пластины размером с ладонь. На них изображены люди, звери, обитающие в лесах, это в основном медведи, лоси и герои нашего рассказа – крокодилы.И, как правило, человек сидит на крокодиле (или едет).Пластины изготовлены литьем в VII–XII веках, как считается чудью белоглазой. Загадочным народом, который непонятно как исчез.Считается, что это культовое – шаманское литьё. Всё может быть.Ниже пара фотографий пластин. Рептилия стопроцентно узнаваема.

Вынесем данную информацию за пределы нашего исследования.Автор выражает своё мнение.В статье приведено достаточно доказательств, что на территории бывшей Российской империи водились рептилии, очень похожие на крокодилов.Вполне возможно, это был вид, ныне вымерший, варанов.Существуют не агрессивные вараны, которые приручаются, и их содержат в домашних условиях.В Таиланде сам видел варанов, которые живут рядом с людьми и «охраняют» территорию дома.Академик Б. А. Рыбаков, исследователь Древней Руси считал больших «речных ящеров» вполне реальными животными, существование «русского крокодила» не вызывало у этого ученого сомнений.

Подведём итог

«Современные зоологи плохо помогают нам в поиске прообраза ящера»,

– писал ученый.Вызывает удивление позиция официальной истории по событиям, описанным в Псковской летописи.Якобы речь идет о бесчинствах опричников Ивана Грозного, которые сравниваются с «коркодилами», либо… с некого торгового судна сбежали в реку настоящие крокодилы. Ну-ну.И последнее.

Автор специально не анализирует «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске», где сын одного из главных героев чародей, который мог превращаться в крокодила, т. к. считает данное произведение былинно-сказочным.



Источник

Просмотров: 85 | Добавил: kravcov_stanislav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Ноябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх