С исторической точки зрения эпохой викингов принято считать период скандинавской экспансии, начало которой связывают с нападением на английский монастырь Святого Кутберта на острове Линдисфарн в 793 году, а конец – с битвами при Стамфорд Бридже и Гастингсе в 1066 году. Однако, как отмечают многие исследователи, на самом деле традиция военных походов развилась у скандинавов намного раньше.В частности историк, специалист в области скандинавистики Александр Хлевов в своей книге «Предвестники викингов. Северная Европа I–VIII вв.» отмечает, что образ жизни скандинавского общества, в котором важнейшее место играла составляющая грабительских и торговых походов, всецело сформировался уже в вендельскую эпоху. На просторах Балтийского моря скандинавами были опробованы и доведены до совершенства все те формы экспансии и культурного экспорта, которые были обращены на Западную Европу после 793 года. В этом смысле эпоха викингов началась по меньшей мере за три столетия до ее «официального» начала [1].
Долгое время викингские походы были неотъемлемой частью культуры скандинавов, традицией, которой следовали из поколения в поколение. Эпоха викингов стала своего рода звездным часом Скандинавии, когда ее вклад во всемирную историю был чрезвычайно значимым. Однако, несмотря на то, что эпоха викингов и сами викинги являются широко известными понятиями, историки до сих пор доподлинно не могут определить, кем в действительности являлся викинг, поскольку тут же возникают расхождения в зависимости от принятой историком точки зрения. Кем на самом деле были викинги? Что из себя представлял викингский поход? Что подобный поход значил для скандинава? На эти вопросы и постараемся ответить в данном материале.Об этимологии термина «викинг»Кем на самом деле были викинги? Как уже говорилось выше, на этот счет нет единого мнения, однако существуют версии, которые достаточно убедительно аргументированы, чтобы их можно было взять за основу.Немецкий историк Рудольф Зимек в одной из своих статей пишет, что в современной научной среде принято считать, что под термином «викинги» кроются две различные группы людей: с одной стороны, население Скандинавии эпохи викингов, мужчины, женщины и дети, а с другой – по всей видимости, состоявшие исключительно из мужчин корабельные команды пиратов [2].Ряд историков считает, что термин «викинг» берет свое начало от слова «vík», которое переводится с древненорвежского как «бухта», «залив» или «фьорд». То есть викинг – это якобы «человек из бухты» [4]. Некоторые историки и вовсе определяют викингов как «жителей Скандинавии, занимающихся земледелием и рыболовством», что в корне неверно по своей сути. Все словари по древней Скандинавии, даже по средневековому языку Исландии и Норвегии, предлагают две, а иногда и три основные интерпретации термина víkingr, однако в первую очередь слово «викинг», может быть интерпретировано как «морской воин, некто, принимающий участие в víking» [2].Согласно версии шведского ученого Фрица Аксберга, предложенной еще в 1944 году, викинг – это человек, ушедший в поход за добычей, оставивший род и семью и порвавший с привычным жизненным укладом. Это определение наиболее соответствует исторической действительности, и его берут за основу многие авторитетные скандинависты. Автор данной статьи также считает ее наиболее убедительной.Есть еще одна версия, заслуживающая внимания, была выдвинута шведским исследователем Бертилем Даггфельдтом. Согласно его теории, слово «викинг» восходит к тому же корню, что и древнескандинавское словосочетание «vika sjóvar», означавшее «отрезок между сменой гребцов». Т. е. «викингами» изначально могли называть «людей, гребущих посменно» [4].Таким образом, термин «викинг» не был этническим. Несомненным является факт, что абсолютное большинство викингов составляли скандинавы (т. е. группа германских племен, имеющих соответствующие этнические признаки), однако викингом нельзя было родиться, им можно было только стать, отправившись в военный поход за добычей. Термин викинг в какой-то степени близок к позднеевропейским терминам «корсар» и «пират», однако он имел свою специфику. И существовал он преимущественно для внутреннего использования в скандинавской среде. Для остального мира викинги были варягами, норманнами, данами и т. д. [3].Прежде чем завершить данный раздел, следует сделать еще одно немаловажное замечание – некоторые публицисты, плохо знающие историю, почему-то полагают, что термин «викинг» появился не в период существования викингов, а позднее, и сами скандинавы его якобы не использовали. На самом деле, как уже было сказано выше, это был именно скандинавский термин для внутреннего использования. Слова «викинги» и фразы «викингский поход» встречаются в сагах достаточно часто. Например, в «Саге об Эгиле» есть такой отрывок:«Когда Торольву исполнилось двадцать лет, он собрался в викингский поход. Квельдульв дал ему боевой корабль. Тогда же снарядились в путь сыновья Кари из Бердлы – Эйвинд и Альвир. У них была большая дружина и еще один корабль. Летом они отправились в поход и добывали себе богатство, и при дележе каждому досталась большая доля. Так они провели в викингских походах не одно лето, а в зимнее время они жили дома с отцами» [5]. А в «Саге о Вёлсунгах» написано:«Викинги сошли с кораблей, а за ними непобедимая рать. Сигмунд-конунг и Эулими подняли боевые стяги, и тут загремели трубы. Вот Сигмунд-конунг трубит в свой рог, что остался ему от отца, и побуждает дружину. Было у Сигмунда дружины много меньше. Завязалась тут жестокая битва, и хоть был Сигмунд стар, а все же сражался он люто и все время был впереди своих» [6].Какое значение для скандинава имел викингский поход? Как справедливо отмечает историк А. Хлевов, термин викинг не имел однозначно негативной и позитивной коннотации. Человек, ходивший в походы и добывавший себе славу и богатства, оценивался в первую очередь с позиции того на чьей стороне находились рассказчик и слушатели саги [3]. Если речь шла о сородиче, предке, «нашем» конунге или ярле, то это был «хороший викинг». Если речь шла о чужаке, то оценки викинга были сугубо негативными. Вот, например, отрывок из «Саги об Эгиле» о плохом викинге:«Конунг Аудбьёрн двинулся со своей ратью на север, в Мёри, и встретился там с конунгом Арнвидом и Сальви Разрушителем, и у всех у них вместе было большое войско. Конунг Харальд также пришел тогда с севера со своим войском. Они сошлись перед островом Сольскель. Там было большое сражение, и с каждой стороны было много убитых. В войске Харальда пали два ярла, Асгаут и Асбьёрн, и два сына ярла Хакона из Хладира, Грьотгард и Херлауг, и много других знатных мужей, а у мёрян – конунг Арнвид и конунг Аудбьёрн. Сальви же Разрушитель спасся бегством и стал позже известным викингом и часто причинял много вреда государству Харальда. Потому его и прозвали Сальви Разрушитель» [5]. А вот уже совсем другая оценка викинга, как очень достойного человека:«Жил в Согне, в Аурланде, могущественный херсир по имени Бьёрн. Сын его Брюньольв после смерти своего отца получил все его наследство. Сыновей Брюньольва звали Бьёрн и Торд. Они были молоды в то время, когда все это происходило. Бьёрн много плавал по морям, иногда как викинг, а иногда занимаясь торговлей. Он был очень достойный человек» [5]. В связи с такими полярными оценками викингов в одной и той же саге, возникает вопрос – что викингский поход означал для скандинава?Для начала следует отметить, что принадлежать к некой культуре означает принимать и использовать определенный, традиционный для данной общности или группы способ решения круга задач, которые встают перед человеком в течение его жизни. Культура очень близко соприкасается с традицией [1].Если говорить о древнегерманском обществе, то в нем слава была абсолютной ценностью. Как писал датский историк Вильгельм Грёнбек, для северных германцев имени и доброй славы было достаточно, чтобы избавиться от страха перед смертью, поскольку посмертная слава была для них реальной жизнью, которая продолжалась в удаче и чести его родственников [7]. Персональная репутация, «публичный образ» каждого заметного воина, не говоря о вожде, значили для него и его сородичей исключительно много [3]. И викингские походы были долгое время неотъемлемой частью культуры скандинавов. Они являлись и своеобразным социальным лифтом, с помощью которого можно было не только умножить славу своего рода, но и приобрести богатство.Абсолютное большинство скандинавов рассматривали участие в военном походе как временную деятельность, рискованное предприятие, участие в котором было практически обязательным. Сыновья викингов следовали путем своих отцов, проводя молодые годы в походах [3]. Такие предприятия, безусловно, были престижны, и человек, который в них участвовал, был уважаем в обществе.Что собой представлял поход викингов?Как отмечает А. Хлевов, движение викингов обладало чрезвычайно широкой социальной базой. Каждый свободный мужчина и юноша мог попасть в число викингов. Именно у скандинавов в эпоху викингов приобрел широчайший размах частный поход, акция, организованная на свой страх и риск [3]. По сути, викингский поход являлся свободной инициативой свободных людей. И семейные мужчины, и весьма часто – молодежь, устраивали морские набеги. Викингов можно было разделить на две категории: любителей и профессионалов. Любителями называли тех, кто ходил в эпизодические морские походы (таких было большинство), а профессионалами тех, для кого викингские походы были образом жизни. Следует отметить, что саги достаточно отчетливо ограничивают походы викингов и торговые операции, поскольку они требовали совершенно разной материальной подготовки [3]. Тем не менее порой рейд не мог быть чисто торговой или сугубо военной операцией, все зависело от складывающихся обстоятельств. Поэтому участники похода всегда были готовы ко всему.Например, во все той же «Саге об Эгиле», которая здесь уже цитировалась, отряд викингов занимается как грабежами, так и мирной торговлей:«Торольв и Эгиль жили у Торира в большом почете. А весной братья снарядили большой боевой корабль, набрали на него людей и отправились воевать в восточные земли. Они много раз вступали в бой и добыли себе большое богатство. Приехали они в Курляндию, пристали к берегу и договорились с жителями полмесяца сохранять мир и торговать. Когда этот срок истек, они стали совершать набеги, высаживаясь в разных местах» [5]. В походы викинги выступали чаще всего весной или летом, как только это позволяла сделать погода. В зимнее же время они занимались хозяйством и планированием военных операций. Степень активности викингов в конкретном районе была различной, как и численность эскадр. Саги сохранили немало свидетельств того, как обычные домохозяева отправляются в викинг, планируют походы и организуют команду. Например, в «Саге о Ньяле» Гуннар, уважаемый исландский бонд, идет в поход соблазнившись на предложение знакомого норвежца.Для походов викингов в первой половине IX века были характерны именно никак не согласованные между собой набеги отдельных отрядов искателей наживы и приключений. Пораженные легкостью, с которой викинги достигали своих целей, западные хронисты порой сильно преувеличивали численность воинов и кораблей викингов.Часто преувеличивались и рассказы об ужасах нападений норманнов, что способствовало демонизации викингских походов. Что примечательно – сами викинги одобряли распространение страшных историй о своих походах, чтобы напугать своих потенциальных жертв, которые предпочитали бегство такому ужасу, и в итоге захватить добычу с минимальными потерями. Завершить данный материал хотелось бы словами французского писателя Жана Мабира, который в достаточно красочном стиле писал об этой эпохе следующее:«Те, кто принимал участие в экспедициях викингов, были лучшими из своего рода, самыми смелыми воинами и самыми отважными моряками. Они были детьми бурь, расой орлов и волков. Их рейды напоминали полет хищных птиц или нападение стаи хищных животных. Мир вокруг попал в зависимость от этих мечей» [8]. Использованная литература: [1]. Хлевов А. А. Предвестники викингов. Северная Европа I–VIII вв. (2-е издание). СПб.: Евразия, 2015. [2]. Древнейшие государства Восточной Европы. 1999 год: Восточная и Северная Европа в Средневековье. Отв. ред. Г. В. Глазырина. М., Восточная литература, 2001.[3]. Хлевов А. А. Кто такие викинги. – СПб.: «Евразия», 2021.[4]. Зергиус Ванкукер. Скандинавия. Полная история. М., АСТ, 2021. [5]. Сага об Эгиле / пер. С. С. Масловой-Лашанской, В. В. Кошкина и А. И. Корсуна // Исландские саги: в 2 т. СПб.: Нева, Летний сад, 1999.[6]. Сага о Вёлсунгах / Пер. Б. И. Ярхо // Корни Иггдрасиля. М., 1997.[7]. Грёнбек В. Эпоха викингов: мир богов и мир людей в мифах северных германцев / Пер. с англ. Е. В. Ламановой. – М.: Центрполиграф, 2019.[8]. Мабир Ж. Викинги, короли бурь. – М., Тотенбург, 2023.
Источник
|