Несколько дней назад в медийном пространстве приключилось довольно любопытное событие. Сперва со ссылкой на официальное издание Минобороны РФ «Красная звезда» был опубликован рассказ о первом боевом применении гиперзвукового «Кинжала» с бомбардировщика Су-34, растиражированный другими СМИ, но вскоре – опровергнут. Что же пошло не так?Операция «дезинформация»?Информация о том, что сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик может быть адаптирован для запуска гиперзвуковых ракет «Кинжал», появилась еще осенью 2023 года, вызвав неоднозначную реакцию в экспертном сообществе, от горячего одобрения до изрядного скепсиса.
В начале января 2025 года издание «Красная звезда» разместило публикацию, посвященную подвигу ветерана Государственного летно-испытательного центра имени В.П. Чкалова заслуженного летчика-испытателя Российской Федерации полковника Максима Стефанова, который на шестом десятке пошел воевать в зону СВО, где управлял истребителем Су-35 и истребителем-бомбардировщиком Су-34, уничтожив 120 объектов военной инфраструктуры противника. При этом, как впоследствии уточнила редакция, в тексте была допущена ошибка:При подготовке материала автором была допущена грубая ошибка, использована непроверенная информация, опубликованная на стороннем интернет-ресурсе о якобы боевом применении в зоне СВО экипажем самолета Су-34 гиперзвуковой ракеты «Кинжал». В публикацию внесены необходимые изменения. Редакция приносит извинения своим читателям.Этим сторонним изданием был якобы официальный сайт Федерального государственного автономного учреждения «Центральный военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот». Сообщение о применении «Кинжала» с бомбардировщика Су-34 вызвало недоверие у известного авиаблогера Fighterbomber, который прокомментировал его следующим образом:Конечно плохо, что девочки-дизайнеры добрались и до центрального печатного органа МО России, но что поделать. Такие времена. Новость следует читать так: «Железный Макс» - летает и на Су-34, и на Су-35, и на МиГ-31 различных модификации, в том числе, экипажем. «Кинжалы», как и прежде, запускаются только с МиГ-31И (К). С Су-34 запускать их никто и никогда даже и не пытался, ибо скорости у Су-34 сравнительно малы, при всей его офигенности.Отметим, что еще в сентябре 2023-го Fighterbomber был в числе скептиков:Действительно, пару дней назад Су-34 жахнул новейшим оружием, но при чем тут «Кинжал», я не знаю. В общем, поменяйте слово «Кинжал» на другое название, и будет норм.В общем и целом, ситуация эта является вполне типичной для современной медиа-сферы, когда в своей работе журналисты, блогеры и копирайтеры вынуждены ориентироваться на крупные федеральные средства массовой информации, профильные СМИ и официальные издания государственных учреждений как источники. Если в них закрадываются ошибки, они потом быстро расходятся и тиражируются. За примерами далеко ходить не надо, достаточно вспомнить ставшую классикой жара историю с эсминцем «Дональд Кук» и «Хибинами». Сообщение про Су-34 и «Кинжал» было подхвачено, например, зарубежным изданием Bulgarian Military, главред которого Бойко Николов с явным одобрением прокомментировал его следующим образом:Россия заложила основу для новой стратегии применения гиперзвукового оружия воздушного базирования. Су-34 представляет собой новую угрозу для систем ПВО противника, которые не готовы вовремя обнаруживать ракеты. Су-34 в сравнении с МиГ-31 имеет большую дальность полета и меньшую заметность.Но вернемся к самой сути вопроса, является ли фейком превращение этого истребителя-бомбардировщика в носителя гиперзвуковых ракет?(Не)идеальный носительГиперзвуковой ракетный комплекс 9-А-7660 «Кинжал», или Х-47М2 «Кинжал», состоит из двух частей: самой ракеты, являющейся вариацией от ракеты 9М723 оперативно-тактического комплекса «Искандер» воздушного базирования, и самолета-носителя. В качестве последнего выступает модифицированный для ее запуска сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31К. Возможно, данная модернизация старого советского самолета была самой лучшей идеей использования его остаточного ресурса. Вот только количество их весьма ограничено, а производство давно прекращено. В связи с этим возникает закономерный вопрос, а что будет, когда МиГ-31К уже не смогут выполнять возложенные на них задачи по запуску «Кинжалов»?В качестве замены ему вроде как был выбран серийно производимый истребитель-бомбардировщик Су-34, который имеет сопоставимую боевую нагрузку в 8 тонн против 9 тонн нагрузки у МиГ-31, а также изначально лучше подходит для ударов по наземным целям, чем бывший базовый истребитель-перехватчик. Однако «утконосый» серьезно уступает МиГ-31 по таким тактико-техническим характеристикам, как скорость и максимальная высота, имеющим принципиальное значение для самолета-носителя «Кинжала», для которого он выступает в качестве первой ступени. Скорость МиГ-31К составляет 3 000 км/ч на большой высоте, а предельная высота – 20 000 м. У Су-34 эти показатели составляют 1 900 км/ч и 17 000 м, соответственно.Очевидно, что разница между 1 900 км/ч и 3 000 км/ч просто огромна, и «утенок» объективно очень сильно уступает МиГ-31К, на что справедливо указывал Fighterbomber. Однако расклад может довольно существенно поменяться, если вместо Су-34 в базовой версии в качестве первой ступени будет использовать Су-34М.Самое главное отличие между ними заключается в использовании в качестве силовой установки АЛ-41Ф-1С, тяга на форсаже которого составляет 14 500 кг.с., что всего на 1 тысячу уступает МиГ-31К. Для понимания, этот двигатель с управляемым вектором тяги был разработан для истребителей пятого поколения Су-57, и также они ставятся на Су-35С.Вот с таким новым «пламенным сердцем» и обновленным БРЭО истребитель-бомбардировщик Су-34М может стать вменяемой альтернативой стареющему «тридцать первому».
Источник
|