«Мотылек» на «Армии-2024», вид сзадиРоссийская промышленность разрабатывает и регулярно представляет различные беспилотные летательные аппараты, включая модели с уникальными характеристиками. Очередным необычным и интересным образцом стал БПЛА «Мотылёк» от компании «Совэлмаш». На данный момент это самый крупный отечественный коптер с электрической двигательной установкой, обладающий уникальной грузоподъёмностью.
Перспективный проектПроект «Мотылёк» разрабатывает компания «Совэлмаш» из подмосковного Зеленограда. Основной сферой ее деятельности является создание и выпуск различных электродвигателей и приводов. Свой опыт в этой области она решила использовать в проекте тяжёлого беспилотника, который иронично назвали «Мотылёк».В основу нового проекта легли наработки, о которых сообщалось ещё несколько лет назад. Но только весной этого года появилась первая информация о проекте тяжёлого квадрокоптера. К этому времени «Совэлмаш» уже завершил разработку проекта.В то время предприятие уже занималось сборкой первых элементов двигательной установки. Основную часть требуемых агрегатов собрали самостоятельно по собственному проекту и с использованием специальной оснастки.В начале лета сообщили о сборке первых агрегатов каркаса, на котором впоследствии должны были монтироваться все прочие агрегаты. Эту часть работ выполнили в кратчайшие сроки, после чего провели окончательную сборку опытного БПЛА.В начале августа «Совэлмаш» сообщил о старте испытаний опытного «Мотылька». Кроме того, опубликовали видео одного из тестов. Беспилотник поместили на испытательный стенд с динамометром и запускали двигатели на разных режимах. Была показана достаточная тяга, которая позволяет коптеру взлетать и поднимать немалый груз.Выставочный экспонатВ начале августа компания-производитель анонсировала первый публичный показ своего нового БПЛА «Мотылёк». Его собирались продемонстрировать на международном военно-техническом форуме «Армия-2024» в парке «Патриот».На своём стенде компания «Совэлмаш» представила все свои основные разработки в области электротехники. Среди них были различные типы двигателей, как отдельно, так и в составе различных изделий. Однако наибольшее внимание привлекал самый крупный экспонат — БПЛА «Мотылёк».На форуме «Армия-2024» были раскрыты основные цели проекта, характеристики коптера и потенциальный круг решаемых задач. Также была продемонстрирована грузоподъёмность конструкции. Опытный БПЛА был показан с авиабомбой калибра 250 кг на внешней подвеске.Было сообщено, что в ближайшее время проект «Мотылёк» перейдёт от стендовых и наземных испытаний к полноценным полётам. На этом этапе будут определены реальные тактико-технические характеристики, сформированы концепции боевого и иного применения. Также, вероятно, выявлят и исправят недочёты конструкции.Однако сроки проведения оставшихся работ пока не могут быть названы. Также не сообщается о наличии интереса к проекту со стороны потенциальных заказчиков. Поэтому на данный момент «Мотылёк» выглядит интересной и многообещающей разработкой, но без чётких и определённых перспектив.Компоненты двигателя для БПЛАВ тяжёлом классе«Мотылёк» от «Совэлмаша» — это тяжёлый квадрокоптер с электрической двигательной установкой. По расчётам, он должен показать высокие лётные характеристики и поднимать в воздух различные полезные нагрузки.Основной агрегат беспилотника — каркас из алюминиевых труб. У него есть рудиментарный прямоугольный фюзеляж, к которому присоединены боковые лучи-моторамы для двигателей. Также у «Мотылька» предусмотрено лыжное шасси с развитыми стойками, способными выдержать сам БПЛА и его полезную нагрузку. Алюминиевый каркас сочетает в себе достаточную прочность и сниженную массу, что соответствует специфике такого летательного аппарата.Силовая установка «Мотылька» включает четыре электродвигателя, разработанные «Совэлмашем» под руководством инженера Дмитрия Дуюнова. Основой этих двигателей является асинхронное мотор-колесо 318-го габарита, построенное на базе технологии совмещённых обмоток «Славянка». Эта конструкция предусматривает одновременное использование двух обмоток: типа «звезда» и типа «треугольник». Такая конструкция двигателя позволяет нарастить основные показатели, такие как мощность или обороты, без существенного увеличения общей массы.Каждый из двигателей «Мотылька» весит по 24 кг и развивает мощность 60 кВт. Двигатель комплектуется воздушным винтом с шестью пластиковыми лопастями постоянного шага, которые обеспечивают тягу порядка 150 кгс. Энергоснабжение двигателей осуществляется за счёт аккумуляторов, размещаемых в «фюзеляже» БПЛА. Возможна установка нескольких таких устройств, что позволяет увеличить общую ёмкость батарей и, соответственно, продолжительность и дальность полёта.«Мотылёк» получил систему дистанционного управления, исполняющей команды оператора. Для пилотирования и проведения разведки на борту беспилотника установлена видеокамера. В будущем приборное оснащение БПЛА может быть дополнено другими устройствами.Собственная масса тяжёлого коптера, в зависимости от комплектации и конфигурации систем питания, не превышает 300 кг. Максимальная взлётная масса — 600 кг, из которых не менее половины может составлять полезная нагрузка.Стендовые испытания беспилотникаСкоростные характеристики «Мотылька» пока не уточнялись. Дальность полёта и рабочий радиус зависят главным образом от ёмкости установленных батарей. Разработчики говорят о дальности не менее 150 км.БПЛА «Мотылёк» может быть носителем разнообразных полезных нагрузок. Большая масса и грузоподъёмность позволяют ему брать на борт сложные и тяжёлые приборы разного назначения. В отличие от более лёгких БПЛА, он не ограничивается только оптико-электронными системами. Возможно размещение радиолокаторов, станций радиоразведки или другой аппаратуры.Также тяжёлый коптер следует рассматривать в качестве потенциального носителя вооружений. На выставочный образец для наглядности подвесили полноценную авиационную бомбу. При этом «Мотылёк» сможет нести и другие боеприпасы, включая управляемые. Возможно использование комбинированных нагрузок.Положительные факторыОпытный БПЛА «Мотылёк» смог привлечь внимание посетителей форума «Армия-2024» и стал темой множества публикаций. Главным поводом для интереса к этому изделию стали его размеры и масса. Кроме того, многие обратили внимание на него из-за подвешенной бомбы — необычного решения для отечественных квадрокоптеров.При этом большое значение имеют и другие особенности проекта. Например, в «Мотыльке» представляет интерес подход к проектированию, происхождение ключевых компонентов и т.д.Новый тяжёлый БПЛА представляет понятный интерес для различных заказчиков. В первую очередь такую технику могут заказать вооружённые силы. В войсках имеется множество разнообразных коптеров, но в основном это техника лёгкого класса. Новый тяжёлый образец дополнит её и даст армии ряд новых возможностей в контексте разведки и ударов.«Мотылёк» с лёгкой аппаратурой разведки и ёмкими аккумуляторами сможет длительное время оставаться в воздухе и обеспечивать разведку, целеуказание и корректировку в интересах различных огневых средств.Дальность и продолжительность полёта можно «разменять» на боевую нагрузку. БПЛА сможет сбросить на противника большое количество малых боеприпасов или один крупный, недоступный для коптеров других типов. В обоих случаях «Мотылёк» радикально отличается от прочих отечественных квадрокоптеров.Следует отметить, что конечные результаты проекта «Мотылёк» критически зависят от его двигательной установки. В проекте используются двигатели оригинальной конструкции, разработанные отечественными специалистами и собираемые предприятием «Совэлмаш». Они уже прошли часть испытаний вместе с новым БПЛА и дали повод для оптимизма.Если все оставшиеся проверки завершатся успешно и двигатели удастся довести до серийного производства, это будет одним из главных успехов текущего проекта. 60-киловаттные электромоторы можно будет использовать не только на серийных «Мотыльках», но и на другой технике. Кроме того, появится возможность сделать аналогичные двигатели в других размерах и категориях мощности.Новая категорияТаким образом, российская промышленность приступила к разработке тяжёлых БПЛА коптерного типа. Первый опытный образец этого класса успешно прошёл стендовые испытания, и вскоре он будет готов к полётам. Состоятся полноценные испытания в воздухе, по результатам которых будет принято решение о его дальнейшей судьбе.«Мотылёк» — это первая отечественная разработка в своём классе, но, очевидно, не последняя. Успех этого проекта может вдохновить другие предприятия на создание его аналогов. Разработке новых проектов такого рода поспособствует как накопленный опыт, так и наличие соответствующих двигателей отечественной разработки.
Источник
|