Лучше, говорят, один раз увидеть, чем десять прочитать. Поэтому ко всему прочему мы покажем работу библиотеки, о которой идет речь в статье через фотографии. Причем начнем с маленьких детишек. Вот они сидят и рисуют снегирей. Их много. Но это не художественная школа, а библиотека. И тем не менее здесь детей бесплатно учат рисовать, и им это нравитсяМы везде, где трудноДорог каждый час,Трудовые будниПраздники для нас.«Марш коммунистических бригад» В. ХаритоноваЛюди и культура. Ну вот любят у нас, в том числе и здесь на ВО, говорить о том, как сейчас у нас все плохо, и как «тогда», то есть в прошлом, у нас все было хорошо. Причем особенно почему-то людей волнует тема воспитания молодежи. И волнует она не столько учителей, сколько людей, к этой области культуры не имеющих никакого отношения вообще. В школе эти люди последний раз были на «морковкино заговенье», как говорили в прошлом, но судят о её проблемах так, словно отдали педагогическому труду не одно десятилетие.
«Школа не учит», «школа не воспитывает», «жертвы ЕГЭ» – только так и говорят, при этом не знают, в какую сторону открывается дверь в школе их района. Или вот, например, тема современных библиотек… «Дети в них не ходят», «дети не читают», «дети уткнулись в мобильники»… Откуда такая информация. Судят по своим детям? Тогда это их проблема, но никак не общества в целом. Потому что на самом деле все это, мягко говоря, не совсем так. То есть, как я об этом уже не раз писал, все проблемы, скажем так – большинство из них, происходят от неполного знания. И вот сегодня мы как раз и попробуем некоторые пробелы в информационном поле наших читателей закрыть. Возможно, не полностью, но хотя бы частично.Занимаются там и мальчики и девочки…И их много!А было так, и так оно и есть, что автору очень повезло с тем, что неподалеку от его дома расположены сразу две библиотеки: одна областная юношеская и районная детская. По разным причинам приходится туда ходить, и вот что интересно, в них все время что-нибудь да происходит. То прямо рядом с гардеробом появляется куча чемоданов и грузовая тележка, а также клетка для большой птицы и много чего ещё, что явно говорит о том, что тут будет проходить квест по Гарри Поттеру. То библиотекари вместе с детьми сидят прямо на траве на коврах, постеленных на газоне вокруг библиотеки, и занимаются чем-то интересным, да ещё и чай с крендельками пьют. Ребята постарше изучают творчество Аркадия Гайдара. И никому из них не смешно… Им это нравится. Вот что интересно!Причем на эти посиделки ходила моя внучка, и они ей очень нравились, то есть они проходят вот уже много лет. «Ночь в библиотеке» также проводится регулярно, и дети туда приходят. Словом, как я туда ни приду, там регулярно случается какая-нибудь воспитательно-развивательная массовка, так что мне порой работников этой библиотеки даже становится жалко. Мастера на все руки, вот кто они сейчас! Но с другой стороны… Изменилось время, поменялись люди. И библиотеки, и библиотекари тоже должны обновляться. Советское время, когда они главным образом выдавали книги, ушло навсегда.В библиотеке есть все условия для занятий с детьмиНо тут мне повезло оказаться ещё в одной пензенской библиотеке: библиотеке № 2 имени Салтыкова-Щедрина. Причем история возникновения у неё довольно необычная. В 1946 году жители Конной слободы (в ней на момент основания города жили конные казаки местного гарнизона) города Пензы обратились к властям города с просьбой: выделить в здании школы № 12 комнату для библиотеки, которую они организуют сами (!), а книги, газеты и журналы соберут на общественных началах. И именно на общественных началах библиотека сначала и работала, но в 1947 году ее сделали городской и назначили в неё заведующую с окладом. В 1971 году городская библиотека № 2 переехала в новое здание, в котором она располагается и сейчас. Помещение большое, очень светлое и выходит окнами на монумент воинской и трудовой Славы.А это занятие с мамочками. Хочешь умных детей – воспитай умных родителей. Хочешь умелых детей – научи их родителейНесколько лет назад библиотека по гранту президента РФ была отремонтирована и осовременена, так что находиться у неё внутри стало приятно вдвойне. Но привлекает она не только уютной мебелью, современным дизайном и обилием книг. Там ежедневно, а то и буквально ежечасно (!) проходят самые различные мероприятия для детей! Кстати, информация обо всех этих занятиях выложена на сайте библиотеки и сопровождается фотоматериалами (https://vk.com/club191157234), так что стоит только туда зайти, как вся работа её коллектива окажется у вас перед глазами. Я лично устал их читать. Терпения хватило лишь на месяц, тем более что в некоторые дни в один день там проходило сразу по два занятия. Ну а чем бабушки хуже мам? Они тоже приходят в эту библиотеку, где с ними занимаются интересными вещами…Ну вот давайте посмотрим хотя бы на некоторые из них.В субботу, 13 января юные читатели участвовали в экологическом часе «Смелая птица мороза не боится», посвящённому Дню зимующих птиц. Библиотекарь им рассказала, что 15 января у нас в стране отмечается экологический праздник «День зимующих птиц», инициатором которого стал писатель Евгений Носов. И понятно, что ребятам сразу захотелось кормить зимующих птиц. И что это было, как не «урок добра» и любви к природе и своему Отечеству?! Но и этого мало. Поимо слов, ребятам провели мастер-класс «Снегири», в ходе которого они делали поделку из солёного теста. Считается, что старшеклассники обычно равнодушны к таким вот мероприятиям. Потому что совсем другое у них на уме. Может быть, и так, но только в этой библиотеке им нравится участвовать в подобных массовкахТакже в январе месяце в библиотеке № 2 начались занятия для детей 4–5 лет в студии смыслового чтения «Умка». Цель – привить ребёнку любовь к книге и чтению через… игру. В самой непринужденной обстановке, в маленькой группе ребятам читали детские книги, а они пробовали их обсуждать! Старательно выполняли творческие задания. На первом занятии, 14 января они познакомились с медвежонком Умкой из мультфильма «Умка» по сказке Юрия Яковлева. А ещё занятие было познавательным: детишкам рассказали о животных Крайнего Севера, и почему им не холодно. А ещё они складывали пазлы и играли в «Сложи картинку» и «Игру с мячом». На втором занятии, 21 января, чудесная девочка Алина и её мама познакомились с книгой «Кротик. Зимние истории» чешского писателя Зденека Миллера. Для чтения вслух выбрали сказку «Кротик и Снеговик». А в качестве домашнего задания нужно было раскрасить картинку «Крот – землекоп».Вполне серьезные лица… Явно умные дети. И будут ещё умнее!В этот же день, в воскресенье, 21 января, для юных любителей опытов и экспериментов в Лаборатории занимательных наук «ИнтелЦентр. Знайка. XXI век» состоялось второе занятие «Волшебная неньютоновская жидкость». Такие жидкости обладают сложным названием – неньютоновские жидкости. Ребятам было предложено самим изготовить неньютоновскую жидкость и определить, чем она отличается от обычных жидкостей, и какая от них может быть польза людям? И эксперименты ребята проводили, и фильм из передачи «Галилео» посмотрели. Словом, были заняты интересным и полезным делом.Мероприятия в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина идут одно интереснее другого. И все на разный возраст и вкусВ тот же день в клубе выходного дня «Фантазёры» проходил и литературный час «С детства верим в чудеса», посвящённый Дню Деда Мороза и Снегурочки. Ребятам рассказали о том, откуда вообще взялся этот праздник, провели с ними викторину: «Мешок Деда Мороза», «Загадки Снежинки», а ещё они выполняли интеллектуальные задания с кроссвордами. В итоге дети и в зимнюю сказку окунулись и весело и интересно провели свободное время.А это кто? Взрослые дяди и тёти? Нет бы пиво пить в соседнем баре или телевизор смотреть, пришли зачем-то в библиотеку. Наверное, им тут интересно…И это, подчеркиваю, занятия всего лишь двух дней. Кирпичики воспитания, нравственного, духовного, интеллектуального. Того, чего так не хватает многим сегодняшним семьям. По сути дела, современные библиотеки (по крайней мере, пензенские, как в других местах я не знаю) становятся чем-то вроде районных клубов, и в новых условиях это очень полезное общественное явление. Не удержался и включил сюда собственное фото в кольчуге. Рассказывал ребятам шестиклассникам о своей новой книге. Но не только сам в кольчуге ходил: весь класс её перемерил – и мальчики, и девочки, и все убедились, что хотя она и тяжела в руках, на теле она не очень-то и чувствуется. И где бы им ещё такой случай представился? А какие умные вопросы задавали мне шестиклассники. И глаза умные у подавляющего большинства… Приятно!Говорят, что дети «сидят в мобильниках»? Ну так мы будем читать им сказки по телефонуТак что прежде, чем писать, что никаких бесплатных клубов и кружков сегодня нет, что детей никто не вовлекает в творческую деятельность, что «все плохо и хуже некуда», вы походите по школам, библиотекам вашего города, центрам раннего развития и посмотрите, а чем там занимаются сегодня дети и… взрослые. А потом уже конкретно говорите и пишите о вполне реальных частных проблемах и недостатках!
Источник
|