Такая война ничего не спишетИрано-израильский военный конфликт впрямую отразился на внешнеэкономических связях Армении и, соответственно, на ее экономике. И не только потому, что не менее трети объема внешнеторговых перевозок Армении осуществлялось до последнего времени через Иран.
Турция уже показала, что не прочь воспользоваться ситуацией. Как ни парадоксально, ситуация действительно может измениться в пользу Турции: Ереван и Анкара предварительно уже договорились о восстановлении прямого железнодорожного сообщения. Движение по 80-километровому участку было прервано турками ещё в 1993 году, и только теперь стороны приступили к оценке стоимости соответствующих работ. Однако, похоже, всё делается только в обмен на экстерриториальный Зангезурский коридор.Он, как известно, открывает путь в азербайджанскую Нахичевань, пограничную с Турцией. Армения остро нуждается в снятии блокады. На встрече со СМИ 16 июня в Ереване министр финансов Армении Ваге Ованнисян отметил упомянутые тенденции, пояснив, что при дальнейшей эскалации конфликта «экономический рост в текущем году может составить всего 1,3% вместо 5,1%». Ованнисян отметил: «В Минэкономики страны занимаются вопросами, связанными с нашими логистическими поставками, осуществляемыми через Иран. Как всё оптимальнее организовать в этих условиях, ответить я сейчас не могу».Эти вопросы уточнил на днях министр экономики Армении Геворг Папоян в ходе внеочередного заседания Постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам: «...грузы задерживаются в иранском порту Бендер-Аббас, на дорогах из Ирана в Армению и обратно. Наши импортёры из Ирана или через территорию Ирана столкнулись в настоящее время с многочисленными проблемами. У нас есть проблемы и с экспортом». Дороги есть, поездов нет Заметим в этой связи, что Армения почти не пользуется железными дорогами через Иран к портам Турции и её магистралям с выходом на Балканы, в Центральную Азию и к портам Ирака. Экспортно-импортные поставки на иранском транзитном направлении осуществляются через южно-иранские порты, исключая Чабахар вблизи границы с Пакистаном.При этом железнодорожный коридор из Армении через Азербайджан, выходящий на Иран и РФ, до сих пор не действует. Так и не построенной железной дороге Иран — Армения исполняется уже 80 лет...Эта прямая, минуя Азербайджанскую ССР, 240-километровая магистраль Мегри-Меренд между Арменией и Ираном могла в корне изменить положение дел. Напомним, что она планировалась (Армения: южные ворота СНГ и ЕАЭС или шлагбаум?) еще в середине 1940-х годов, затем в 60-х. Проект, инициированный Армянской ССР, не поддерживали в Баку, но поддерживал монархический Иран. А в Москве решили, что железная дорога между Ираном и Азербайджаном вполне достаточна для внешнеторговых и транзитных перевозок. Хотя с середины 80-х гг. эта артерия уже с трудом справлялась с грузопотоками. В начале 2000-х Тегеран и Ереван договорились о строительстве ирано-армянской железной дороги, но армянская сторона рассчитывала на 100%-ное иранское финансирование строительства. На что в Тегеране не соглашались. Переговоры были продолжены, но иранцы настаивали на паритетном финансировании. В результате эта артерия поныне отсутствует. Но если до конца 80-х гг. Армения могла беспрепятственно пользоваться соседней азербайджанской станцией Джульфа для выхода в Иран (и из Ирана), то с 1991 г. этот маршрут закрыт... Между тем ирано-армянские инвестпроекты пока не прерываются: об этом на днях заявил посол Ирана в Армении Мехди Собхани. «Совместные армяно-иранские проекты не страдают из-за военной эскалации между Ираном и Израилем. Боевые действия продолжаются на территории Ирана, тогда как совместные проекты реализуются в Армении. Работы продолжаются и финансируются. На данный момент никаких изменений в планах иранских компаний, посольства или других структур в Армении не предусмотрено». В то же время, до ирано-израильского конфликта между Ираном и Арменией «еженедельно было по 20 авиарейсов. Но сейчас они отключены».По мнению российского политолога Игоря Кармазина: «Ослабление Ирана может больно ударить по позициям Армении и усилить тандем Азербайджана и Турции. Президенты Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган давно настаивают на создании Зангезурского коридора (ЗК) — ж.-д. дороги по югу Армении, которая свяжет Турцию с азербайджанским побережьем Каспийского моря».Причем эта трасса «должна быть на территории юга Армении — около 50 км — экстерриториальной, против чего выступает и Тегеран», — уточняет И. Кармазин. Потеря же Ереваном контроля за югом Армении «отрезает Иран от рынка ЕАЭС, лишает иранцев прямого доступа к черноморским портам, усиливая давнего оппонента Тегерана — Турцию».Если кому-то что-нибудь нужноВ то же время Армения и Турция в декабре 2024 г. «договорились о совместной оценке технических требований для пересечения границы по железной дороге Гюмри-Карс, такая оценка проводится»: это сообщил глава МИД Армении Арарат Мирзоян на майском заседании совета министров ОЧЭС. Дипломат пояснил, что Ереван предложил одобренные вскоре Анкарой «механизмы для перезапуска железнодорожной инфраструктуры, упрощения погранконтроля и таможенных процедур, а также обеспечения дополнительных механизмов безопасности». По мнению замглавы МИД Армении Ваана Костаняна:«Многие логистические цепочки в регионе в настоящее время заблокированы или не функционируют должным образом, и железная дорога Карс-Гюмри может стать новыми воротами для Армении в Европу; для Турции — в Среднюю Азию, Китай. Мы не должны терять время».Возобновление железнодорожного сообщения, по данным Минтерруправления Армении, возможно в 2026 году, общая стоимость запуска железной дороги составит 32,4 млн долларов.По предварительной информации, это будет паритетно финансироваться обеими сторонами. Между тем, турецкая сторона не против, чтобы южно-армянская часть Зангезурского коридора (45 км) была создана в районе Ирана, приграничном с Арменией, Нахичеванским регионом Азербайджана и Турцией. Политически это ускорит восстановление регулярного железнодорожного сообщения Армения — Турция. Точнее, по информации главы Минтранса Турции Абдулкадыра Уралоглу:«Мы не возражаем против того, чтобы Иран также стал частью этой связки между Турцией и Азербайджаном через свою территорию. Переговоры и встречи с иранской стороной продолжаются: мы рассчитываем, что и этот проект в свое время будет реализован». В то же время Зангезурский коридор «начнет действовать не позже 2028 года». Анкара, естественно, стремится воспользоваться влиянием «иранской» ситуации на Армению и, похоже, рассчитывает на то, что Ереван, добившись согласия Турции на разблокирование Армении, согласится с экстерриториальным Зангезурским коридором. В то же время его частичный вариант через соседний район Ирана (взамен юга Армении) выгоден политически Армении, ибо сохраняет южно-армянский участок железной дороги под контролем Еревана. Но в Баку и Анкаре нацелены, прежде всего, на экстерриториальный – конфликтный с Арменией вариант...
Источник
|