В мире продолжается шоу пятого поколения. В гонку стремительно добавляются страны, которые во что бы то ни стало хотят обзавестись своим истребителем-«пятеркой». Вероятно, скоро это будет даже не вопрос обороноспособности, а вопрос престижа.Да, вопрос престижа, типа авианосца. Есть у страны такое корыто, пусть даже ни на что особо не годное – это один расклад, нет – вот туда, на задний двор валите.
И в целом даже никого и не интересует, что по сути-то, боеспособные в мире только американские авианосцы. Условно боеспособные – индийские и китайские. Остальные, которые с трудом пока отрываются от доков и ремзаводов – увы, без обид, за боевые корабли считать нельзя. Но галочка есть, в авианосном клубе числятся Россия, Великобритания, Италия, Франция и Таиланд. Хотя тут даже вопрос в том, а зачем такое Таиланду, напрочь миролюбивой стране.Вот примерно такой же расклад и с самолетами, но самолет вещь намного более простая в реализации, чем авианосец. Потому самолетами можно гордиться, можно воевать, а можно, простите, тривиально барыжить на мировом рынке вооружений, потому что самолет – он и в Африке самолет. То есть, список потенциальных покупателей много шире, чем для корабля.Уж если такие страны, как Уганда (99-я страна в мире по ВВП и 179-я по уровню ВВП на душу населения), закупают современные самолеты типа Су-30МК2, то что тут говорить о тех, кто стоит на эволюционной лестнице много выше? И которым сам авиационный бог велел строить самолеты? Вот и на выходе многие сегодня стараются изобразить что-то такое именно пятого поколения. Мы, шведы, немцы, французы, корейцы, китайцы, турки… Да простится мне, но великая авиационная держава с большим историческим авиационным прошлым Турция тоже в теме.И тут возникает один вопрос: а каким должен быть этот самый «истребитель пятого поколения»?А вот внятных ответов на этот вопрос нет. И более того, даже не предвидится. Никто в мире толком не знает, каким должен быть этот самый истребитель пятого поколения и против кого, самое главное, он должен воевать.Единого мнения в мире так и не смогли выработать, потому каким должен быть этот самый «пятый» толком никто и сказать не может. Так-то понятно, что формальным таким ориентиром служит американский F-22, который просто был первым в списке. И потому стал образцом, хотя некоторые особенности самолетов пятого поколения – не такая уж и новинка в плане технологий.Если отталкиваться от озвученных характеристик пятого поколения, то это антирадарные покрытия и неметаллы в конструкции, снижающие радиолокационную заметность самолета, сверхзвуковой полет без форсажа, оружие размещается в отсеках внутри фюзеляжа, а не на внешних подвесках. Все остальное, как даже РЛС с АФАР – как говорится, не критично.Давайте немножко разберемся.Суперкруз или полет на сверхзвуке без форсажаВообще суперкруз – это очень старое явление. Первым боевым самолетом, который был способен летать на сверхзвуке без форсажа, стал британский English Electric «Lightning F», совершивший свой первый полет в августе 1954 года. И тут же стоит вспомнить двух тяжеловесов, наш Ту-144 и французский «Конкорд», которые запросто летали суперкрузом, причем, наш еще и побыстрее был, а француз летал рекордно долго.Так что бесфорсажный сверхзвуковой полет – это из 50-60-х годов прошлого века.Размещение оружия внутри фюзеляжаЭтому вообще уже около сотни лет. После блокировки «Уголка неба» по абсолютно идиотским причинам, найти достоверную информацию стало сложно, ограничимся тем, что уже к середине 30-х годов прошлого века бомбардировщики несли бомбы именно во внутренних отсеках, а не на внешней подвеске.Снижение радиолокационной заметностиЭто, пожалуй, можно назвать новым. Радиопоглощающие покрытия, полимеры и углепластики в конструкции, в общем замещение металлов неметаллами и разработка особых форм, которые «прячут» проблемные места типа турбин – это можно и нужно назвать новым. Плюс отдельные новинки в БРЭО, но это тоже нормально, эволюция все-таки не стоит на месте, тем более, у боевых машин.Но, по сути, очень много «нового» в самолетах пятого поколения – это просто хорошо отработанное старое. И тут просто все как с цепи сорвались, стараясь запилить свой самолет пятого поколения, причем, именно в таком стиле: объявляем его пятым поколением, а там видно будет.А что может быть видно? Ну вот если взять наш Су-57, то он вот так и объявлен «пятеркой», хотя ей пока не совсем является. Да, ЭПР у него очень даже приличное, радарам прошлого века самолет точно не по лучам, да и многие современные смогут запросто промахнуться. И ракеты будут во внутренних отсеках, да. Но вот суперкруз… Да, все будет, когда будут у самолета двигатели соответствующие. А когда это будет – одному богу авиации и Ростеху известно. Хотя и с АЛ-41С, принимая во внимание УВС, который в таком виде есть далеко не у всех западных самолетов, Су-57 вполне так красавчик.На Западе многие именно так и говорят – вот когда будет ТОТ двигатель, тогда и станет Су-57 полноценным истребителем пятого поколения. А пока…А пока, кстати, Су-57 является самым результативным истребителем, пусть и не до конца «пятеркой». Невероятно, но факт: тысяча F-35 ничем не могут похвастаться в плане боевого применения, за исключением израильских F-35 Agir, которые прекрасно справились с разнесением в щебень домов в Газе.Конечно, кто-то сейчас скажет, что истребление домов – это истребление, то есть, работа для истребителя. Но вот как по мне, так истребитель в первую очередь должен истреблять себе подобных, а не дома и прочие гражданские объекты. А с этим у 35-го все печально.F-22 хоть на третьем десятке размочил счет, записав на свой счет первую воздушную победу – разведывательный пузырь, запущенный Китаем. Большая победа для такого самолета, тут ничего не сказать.Так что пусть и отдельные две победы Су-57 в небе Украины при том, что всего-то этих самолетов изготовлено 22 штуки и они по факту все еще проходят испытания – это как бы уже больше, чем все заслуги полутора тысяч американских «пятерок».Хотя точно правы те, кто ратует за то, чтобы Су-57 наконец пошел бы в серию. В настоящее время это приобретает все большее значение, потому что Киеву достаются все более современные средства ПВО со всеми выходящими последствиями. И самолет, обладающий ЭПР именно на уровне пятого поколения был бы более чем полезен армии.А что у нас еще на повестке дня?КитайУ соседей и партнеров есть весьма интересная разработка, Chengdu J-20. Самолет реально прорывной для Китая хотя бы тем, что в этот раз китайские инженеры, честь им и хвала, никого не скопировали. Это непросто для страны, которая лет 30 назад вообще не помышляла о своих самолетах и летала на том, что могла купить или передрать.Chengdu J-20 тоже в мире не считают полноценной «пятеркой», как и наш Су-57, правда, тут такой нюанс – китайцы никогда и не заявляли о том, что J-20 таковым является.Не поленился, попробовал перевести то, что написано на сайте компании Chengdu Aircraft Industry Corporation, так вот там речь идет о том, что была поставлена задача по созданию «малозаметного истребителя, способного противостоять любому вероятному противнику в воздухе и выполнять работу многофункционального боевого самолета».Без условностей.Вообще если посмотреть на ЭПР, то она заявлена на уровне 0,1 (у Су-57 - 0,3). Вроде бы все красиво, но на деле, если облучить радаром J-20 в боковой проекции, то на экране РЛС будет новогодняя елка во всей красе. То есть, для лобовой атаки китайский самолет вполне, а вот во всем остальном – сомнительно.Кроме того, у «Черного орла» (а именно так именуют J-20) есть и еще одно слабое место. И это по китайской традиции все те же двигатели. Первые образцы J-20 летали на российских двигателях АЛ-31ФМ2, но все надежды по возмужанию J-20 связаны с новым двигателем WS-15, который должен обеспечить и суперкруз, и сверхманевренность из-за УВТ, и экономичность. Однако WS-15 уверенно приближается к своему двадцатилетию с момента первого пуска, а воз, точнее, J-20, и ныне там.И еще один аспект в плане ЭПР у J-20. Это его цели. Самолет предназначен в том числе и для работы по кораблям противника, что неудивительно, учитывая береговую линию КНР и все более милое отношение со стороны США. Однако тут возникает проблема с тем, что у НОАК просто нет компактных противокорабельных ракет, которые можно спрятать в оружейных отсеках. Соответственно – здравствуй, внешняя подвеска и прощай малозаметность. Так что J-20 будет на суше малозаметным, а вот на море – увы. Но тут ничего не поделать, абсолютно все противокорабельные ракеты таких размеров, что будучи подвешены на самолеты, «палят» их на многие десятки километров.Обнаружить такой самолет и, естественно, сбить – не такое сложное задание, как это хотелось бы пилотам самолета.ТурцияTurkish Fighter Experimental/турецкий экспериментальный истребитель — это один из самых задорных проектов в мире вообще. После того, как турки купили российские ЗРК С-400, им логично отказали в продаже F-35, что поставило в неудобное положение турецкие ВВС. Более того, и с модернизацией уже имеющихся F-16 тоже возникли проблемы. Турки решили своими силами построить самолет, который в перспективе заменит F-16, да еще будет соответствовать всем стандартам НАТО (не стоит забывать, что Турция – член альянса), да вот беда – никакого опыта подобного толка у турок не было.Понятно, что тут помогают всем миром (Швеция, Италия, Пакистан), но вот есть одна беда: у турецких инженеров никогда не было опыта создания с нуля своих авиационных двигателей, а американцы показали полный шиш в пане своих движков. Переговоры с Pratt & Whitney и General Electric принесли отрицательные результаты, и как турецкий авиапром будет выходить из сложившегося положения, сказать сложно. Свои не дают, идти к противникам – явно себе дороже будет.Однако тут никто никуда не спешит, да и говорят, что ЭПР у «Кагана» оказался на уровне нашего Су-27, то есть, никуда не годный.Так что здесь спешить некуда никому, кроме турок, которые очень хотят свою «пятерку», но вот проблем с ней больше, чем казалось на первый взгляд.Южная КореяЮжнокорейский KF-21 – вот это серьезно. Самолет, впервые показанный в апреле 2021 года, оказался сюрпризом для всех, а для некоторых может оказаться и неприятным сюрпризом. Кореец (условно, там над ним полмира трудилось), который тоже претендует на «пятерку», оказался дешевле, чем наш Су-35, который играл первую скрипку в сегменте «дешево и надежно», который испокон веков был за нашими самолетами.На экспорт Су-35 идет по цене от 80 до 90 миллионов долларов в зависимости от комплектации, а корейцы делают заявления на тему того, что свой самолет будут продавать за 65 миллионов долларов. И тут 20 миллионов разницы при покупке испытанного и надежного самолета поколения «4++» и «почти пятерки» - очень весомый аргумент.KF-21 вообще-то очень похож на «пятерку». Может летать на сверхзвуке без форсажа, ракеты во внутреннем отсеке, малозаметность тоже имеет место. Полный фарш в плане БРЭО: РЛС с АФАР, инфракрасная система поиска и слежения, полный набор вооружения НАТО. Да, тут стоит сказать, что Южная Корея хоть в НАТО не состоит, но ее вооруженные силы и техника имеют очень высокий уровень стандартизации по канонам НАТО.Если с ценой реально сложится – мы будем свидетелями ого-го каких воздушных боев на земле. К корейскому самолету уже присматриваются Перу, Польша, Филиппины, а Индонезия с самого начала была в проекте на правах младшего партнера. И «пять с минусом» может ой как побороться за азиатский рынок с нашим «четыре с плюсом».Тут ясно и понятно, что вгрохав столько денег в проект, корейцы пойдут на внешний рынок, тем более что их техника пользуется спросом. Там их, конечно, с дубинками ждут, но тем не менее.ЕвропаЗдесь даже не совсем Европа, здесь вообще намечается нечто интересное – сборная мира или Ось Лондон-Рим-Токио. Ну правда, как век тому назад, но вместо Берлина – Лондон. В общем, Великобритания, Италия и вдруг примкнувшая к ним Япония решили, что будут делать «пятерку» сообща.Тут есть странность: японцы, наэкспериментировавшись вволю со своим Mitsubishi X-2 Shinshin, сообщили сгоряча, что будут сразу приступать к шестому поколению. Проект назвали F-X, и этот самолет должен был заменить в ВВС Mitsubishi F2, который уже устарел. Но F2 должен был менять F-22, с которым не срослось. Американское законодательство не позволило. Пришлось работать самим, и тут, видимо, получился корейский расклад – очень дорого в рамках «Только для себя», а продавать Японии никто не даст.И вот, видимо, все наработки по «шестерке», японцы принесут в новоявленный консорциум Global Combat Air Programme (GCAP) по созданию истребителя нового поколения к 2035 году.За основу будет взят проект британского истребителя Tempest и добавлено все, что есть у участников. Заправляют всем фирмы, которые вообще не нуждаются в представлении: ВАЕ Systems, Leonardo UK, MBDA UK, Rolls-Royce, Mitsubishi Heavy Industries и другие. Компания более чем солидная, но главное – самодостаточная и в перспективе запросто имеющая возможность отработать тему самолета. Это не Турция.Очень интересная получается сборка. Намного более жизнеспособная и перспективная, чем китайская или корейская программы, на мой взгляд. И с изюминкой, которой, несомненно, является Япония.Да, присоединение к программе GCAP однозначно ставит крест на японских амбициях не то что шестого – пятого поколения. Зато можно быть уверенным в результатах, поскольку что-то, а совместно делать самолеты в Европе умеют. И тут японцы влетели на место Германии из последнего проекта Eurofighter Typhoon, что сулит им определенные выгоды.Rolls-Royce займется двигателями, BAE Systems в партнерстве с британскими отделениями компаний Leonardo и MBDA – общим планированием и оружейной платформой, итальянская Leonardo в партнерстве с Avio Aero, Elettronica и MBDA Italy займутся электроникой и авионикой, а чем занять такого гиганта, как Mitsubishi Heavy Industries, уверен, придумают. В любом случае, присоединение к проекту японского концерна пойдет на пользу всем: европейцы получат японские технологии и производственные мощности, а японцы реализуют свои амбиции по созданию нового самолета, причем, значительно дешевле.В общем, «пятерка» Tempest может получиться с таким характерным азиатским разрезом глаз.Европа-2Если кого-то удивило отсутствие в европейской программе таких корифеев авиационного дела, как Германия и Швеция, то все нормально: у них свой бар с блэк-джеком и прочими удовольствиями. Точнее, у Германии, которая совместно с Францией и Испанией (!) работает над проектом Future Combat Air System (FCAS) по разработке новой системы вооружения следующего поколения NGWS, в состав которой должен будет войти истребитель Next Generation Fighter (NGF).Этот самолет по плану должен будет совершить первый полет к 2027 году, а к 2040-му встать на вооружение и заменить французские Rafale, немецкие Typhoon и испанские EF-18 Hornet. Разработкой и реализацией проекта будут заниматься компании Dassault Aviation, Airbus и Indra Sistemas в качестве генеральных координаторов, а дальше подтянутся и другие. В 2023 году к проекту в качестве наблюдателя присоединилась Бельгия.И проект NGF скромно так именуют уже самолетом шестого поколения…Правда, есть и то, что будет отличать самолет шестого поколения от пятого: это вынесенные оружейные платформы с вооружением, дроны-носители ракет, которые будут лететь впереди истребителя, с которого будет осуществляться управление и рой вспомогательных дронов, возможно, дронов-камикадзе или аппаратов-постановщиков помех.Компания производителей тоже более чем успешная: Dassault и Airbus в качестве генподрядчиков и партнеры MTU Aero Engines, Safran, MBDA и Thales. Честно говоря – весьма достойное общество.Не совсем понятно, правда, как будет реализована доставка всей этой банды дронов, то ли в отсеках истребителя, то ли за ним будет идти грузовой самолет, при необходимости высыпающий с рампы все это великолепие, но время, как говорится, покажет.Итого по пятому и прочим поколениям: что мы имеем сегодня и что будет завтра?1. Имеется полторы тысячи самолетов США, F-22 и F-35. С бешенной стоимостью в почти 400 млн долларов за 22-й и 100 млн долларов за 35-й.Боевое применение: F-22 бомбили арабскую пехоту в Сирии, бомбили лаборатории по производству наркотиков в Афганистане (операция «Пчелы против меда»). Сбили китайский шар-разведчик, который до этого пролетел через всю территорию США.F-35 ВВС Израиля наносили удары по объектам в Сирии, F-35B КМП США бомбили объекты с Сирии, Афганистане и Ираке.Подчеркиваем жирно: американские самолеты пятого поколения НЕ применялись против стран, обладающих хоть какой-то ПВО и авиацией. Никого не должны смущать «Сирия» и «Ирак», от ВВС и ПВО в этих странах реально на тот момент ничего уже не осталось.2. Китайский J-20 выпущен серией в 200 самолетов, в боевых действиях участия не принимал.3. Российский Су-57 изготовлен в 22 серийных экземплярах, принимал участие в боевых действиях в Сирии и Украине, согласно данным МО РФ, имеет две победы над украинскими самолетами.Что касается всех остальных, то боевое применение этих самолетов – вопрос весьма нескорого будущего.Напрашивается вывод о том, что самолет пятого поколения, несмотря на свои преимущества перед самолетами предыдущих поколений, пока еще абсолютно не годен для реального боевого применения. Данные по миру говорят о том, что применение «пятерок» оправдано только в случаях, когда противник не в состоянии оказать хотя бы минимального сопротивления, типа палестинских террористов.Потеря самолета пятого поколения – это, с одной стороны, большая финансовая потеря и еще большая репутационная. Любая потеря такого самолета приведет в первую очередь, к снижению интереса к нему, как к боевой единице, за которую стоит платить миллионы долларов. Потому вполне естественно, что все страны, у которых есть и в перспективе будут такие самолеты, ни в коем случае не отправят их туда, где самолеты можно потерять.Потому вопрос «Против кого будет воевать истребитель пятого поколения» не то чтобы остается открытым, но ответ на него не очень красив: против пехоты со стрелковым оружием. И не более того ни на букву. Выставлять «пятерки» даже против истребителей «4+» нецелесообразно по вышеуказанным причинам, потому как даже модернизированный истребитель третьего поколения МиГ-21 индийских ВВС запросто смог завалить истребитель F-16 ВВС Пакистана в недавнем прошлом. Несмотря на то, что это был истребитель-«четверка».Ну а победа истребителя-«четверки» (типа Су-35) стоимостью вдвое меньше над «пятеркой» будет шикарной рекламой и антирекламой одновременно.А если здесь же вспомнить об уровне развития современного ПВО…Так что шоу по разработке «пятерок» мы еще будем наблюдать некоторое время, по крайней мере, пока не пойдут в небо «шестерки», сопровождаемые свитами дронов-оруженосцев. НО воевать, скорее всего, придется проверенным «четверкам», всем этим Су-30, Су-35, F-16, F-15, F/А-18, «Миражам», «Торнадо» и прочим.
Источник
|