Учебно-тренировочный самолет M-345 с подвешенной нагрузкойНесколько лет назад на вооружение военно-воздушных сил Италии поступил новый учебно-тренировочный самолёт M-345 / T-345A, выпускаемый компанией Leonardo. Машины этого типа поступают в учебные эскадрильи ВВС и постепенно заменяют имеющуюся устаревшую технику. Ожидается, что в обозримом будущем учебные подразделения полностью перейдут на современный УТС и получат новые возможности.
Глубокая модернизацияВ середине восьмидесятых годов итальянская авиастроительная компания SIAI-Marchetti (позже вошла в состав Aermacchi и затем в Leonardo) вывела на рынок учебно-тренировочный самолёт (УТС) S-211. ВВС Италии не заинтересовались этой машиной, но она выпускалась серийно для иностранных заказчиков.В начале двухтысячных годов компания «Аэрмакки», к которой ранее перешли права на проект S-211, объявила о планах его модернизации. В проекте M-311 хотели обновить конструкцию самолёта и его оснащение. При сохранении технических характеристик он должен был соответствовать новым требованиям к обучению лётчиков.Одновременно с учебно-тренировочным M-311 разрабатывался учебно-боевой самолёт M-346. Их собирались предлагать заказчикам вместе: два самолёта должны были отвечать за разные этапы подготовки лётчиков.Первый опытный УТС S-211 в музееРазработку самолёта M-311 завершили уже в 2004-2005 гг. В июне 2005-го опытный образец впервые поднялся в воздух. В течение нескольких следующих лет его испытывали и совершенствовали, а также показывали на разных выставках.Новый вариантНесмотря на все усилия, в двухтысячных годах УТС M-311 так и не нашёл своего заказчика. В связи с этим в 2012 г. компания Alenia Aermacchi начала новую переработку проекта. Как и ранее, целью работ было улучшение ряда параметров и приведение самолёта в соответствие с текущими требованиями. Новый вариант УТС получил обозначение M-345.Проектные работы по M-345 продолжались до середины десятых годов. В 2015-16 гг. «Алениа-Аэрмакки» построила и вывела на испытания опытный самолёт. Отсутствие принципиальных изменений и нововведений в известной мере ускорило последующие мероприятия.Все испытания, в т.ч. под надзором потенциального заказчика в лице ВВС Италии, завершили к концу десятилетия. Тогда же подготовили производственные мощности для будущего выпуска серийных УТС. На этом этапе проект не сталкивался с какими-либо непредвиденными трудностями, и у его создателей были поводы для оптимизма.Прототип УТС M-311Современная заменаСледует напомнить, что с конца семидесятых годов на вооружении ВВС Италии состоит учебно-боевой самолёт Aermacchi MB-339. Он используется для подготовки лётчиков тактической авиации, а также может самостоятельно решать некоторые боевые задачи. За время своей службы MB-339 неоднократно дорабатывался и модернизировался, но к настоящему времени он безнадёжно устарел.С конца двухтысячных годов ВВС Италии строили планы по обновлению парка своих УТС. Тогда появился первый заказ на поставку ограниченной партии учебно-боевых самолётов M-346. В середине десятых подписали новый контракт на подобную технику, и в дальнейшем закупки продолжались.Кроме того, в качестве непосредственной замены для MB-339 и дополнения для M-346 решили закупить самолёты M-345. С их помощью предлагалось проводить первый этап обучения лётчиков перед более сложной подготовкой на M-346.В 2018 г. M-345 приняли в опытную эксплуатацию в одной из эскадрилий. По ее итогам УТС получил высокие оценки и рекомендацию к закупкам и принятию на вооружение.Самолёты на службеВ конце десятых годов ВВС Италии выдали компании «Леонардо» заказ на строительство и поставку 18 новых учебно-тренировочных самолётов. Первый из них передали покупателю уже в декабре 2020 г. Вскоре последовали новые машины. На вооружение ВВС самолёт поступил под обозначением T-345A.M-345 в окраске пилотажной группы Frecce TricoloreПо известным данным, выполнение первого заказа продолжается до сих пор, но приближается к своему завершению. Очередную партию техники передали ВВС недавно, в середине июня 2025 г. При этом точное количество УТС M-345 в частях на данный момент не раскрывают.Ранее сообщалось, что для полноценного обновления учебного парка требуется не менее 45 новых самолётов. При этом сейчас в эксплуатации остается не менее 120 УТС MB-339 всех модификаций. Очевидно, что замена не будет равноценной, но ВВС, вероятно, могут обосновать такое решение.По имеющимся данным, сейчас MB-339 эксплуатируются в пяти учебных эскадрильях. Одной из них является 313 Gruppo Addestramento Acrobatico — пилотажная группа Frecce Tricolori. Согласно ранее раскрытым планам, все эти подразделения в будущем получат новые УТС M-345. Сокращение или перестройка эскадрилий пока не планируются.Технические особенностиУТС M-345 / T-345 построен на основе более старого S-211 и сохранил основные черты его облика. При этом исходную конструкцию существенно переработали с использованием новых материалов и технологий. Кроме того, радикально обновили бортовое оборудование в соответствии с современными требованиями.M-345 идёт на взлётM-345 построен по нормальной аэродинамической схеме. Он имеет удлинённый фюзеляж эллиптического сечения, значительную часть которого занимает двухместная тандемная кабина. По бокам от кабины имеются воздухозаборники, а в хвосте находится один турбореактивный двигатель. Самолёт получил среднерасположенное крыло небольшой стреловидности и оперение традиционной конструкции.Общая длина M-345 — 9.85 м, размах крыла — 8,5 м. Сухая масса составляет всего 3,3 т, максимальная взлётная — 4,5 т. При необходимости, самолёт может нести до 1 т боевой нагрузки.Машина оснащена турбореактивным двигателем Williams FJ44-4M-34 тягой 1540 кг. С его помощью достигается максимальная скорость 740 км/ч. Потолок превышает 12100 м, дальность полёта — 1400 км. Обеспечивается высокая маневренность, соответствующая современным истребителям.УТС получил «стеклянную кабину» с выводом всей информации на три дисплея. В состав авионики входят приборы навигации, связи, средства обеспечения безопасности и т.д. Бортовой компьютер имеет несколько учебных режимов с симуляцией присутствия противника и применения вооружений.В рамках учебных мероприятий M-345 может применять вооружение. Под крылом предусмотрено четыре точки подвески для различных бомб или ракет, состоящих на вооружении ВВС Италии и НАТО.Пара итальянских M-346Затянувшееся ожиданиеРазработка будущего учебно-тренировочного самолёта M-345 стартовала в начале двухтысячных годов. Первый заказ на эту машину удалось получить только в конце десятых. К настоящему времени ВВС Италии получили несколько серийных УТС, однако переоснащение всех учебных эскадрилий займёт ещё несколько лет.Таким образом, реализация перспективного проекта серьёзно затянулась, даже если считать от старта работ по M-345 в его нынешнем виде. При этом желаемый результат остается делом неопределённого будущего, из-за чего ситуация выглядит ещё хуже, а перспективы учебных частей ВВС Италии оказываются туманными.Тем не менее, нельзя не отметить, что итальянские ВВС планомерно и, с оговорками, успешно реализуют ранее принятый план. Они постепенно переводят учебные эскадрильи на современные самолеты M-345 и M-346. УТС двух типов дополняют друг друга и обеспечивают два этапа подготовки летчиков.В настоящее время Минобороны Италии проводит крупное перевооружение тактической авиации. Ряд эскадрилий ВВС и ВМС планируют перевести на американские истребители F-35A/B. Заказано 95 самолётов двух модификаций, и более 30 уже прибыли к заказчику.В процессе подготовки летного состава для новых боевых самолетов должны использоваться современные УТС. По этой причине нынешние закупки учебных M-345 / T-345A имеют большое значение для развития итальянской авиации. Удастся ли выполнить все планы и не сорвать сроки, покажет время.
Источник
|