БПЛА «Довбуш» с парой коптеров под крыломОколо двух лет назад на вооружение украинских формирований начал поступать новый беспилотный летательный аппарат «Довбуш» Т-10. Этот БПЛА самолётного типа разрабатывался как многоцелевая воздушная платформа, способная нести различные нагрузки. Изначально он предназначался для установки оптико-электронного оборудования, а позже появилась возможность подвешивать боеприпасы. Недавно Т-10 был модернизирован для использования в качестве носителя ударных квадрокоптеров.
В новой ролиНесколько дней назад на украинских ресурсах появилось видео с лётных испытаний уже известного БПЛА «Довбуш» в новой роли. Этот аппарат опробовали в качестве носителей лёгких ударных FPV-беспилотников. В ролик вошли кадры с видеокамеры, установленной на БПЛА, а также запись с курсовых камер ударных коптеров.Перед испытаниями опытный образец Т-10 получил новые средства подвески полезной нагрузки и дополнительную систему связи. Непосредственно перед тестом на беспилотник подвесили два FPV-беспилотника. В таком виде «Довбуш» взлетел и направился к условной цели.Оператор или операторы комплекса вывели БПЛА Т-10 в заданный район и обнаружили мишень — автомобиль-пикап. После этого произошёл последовательный сброс двух квадрокоптеров, которые самостоятельно навели на намеченную цель.Сообщается, что в ходе испытаний беспилотник-носитель успешно справился со своими задачами и продемонстрировал желаемые возможности. При этом использовался далеко не весь его потенциал. «Довбуш» нёс только два ударных БПЛА, тогда как способен взять на борт до шести.Момент сброса лёгкого беспилотника. Слева снизу — видео с FPV-камерыОжидается, что в ближайшее время БПЛА Т-10 с новым набором целевого оснащения начнут поступать в подразделения украинских формирований. Их планируют использовать для нанесения ударов по российским войскам. Как быстро новая техника появится в строевых частях, неясно. Когда ее начнут применять в боях, тоже неизвестно.Многоцелевая платформаПо известным данным, будущий БПЛА «Довбуш» создавался группой украинских энтузиастов в 2022 г. Проект поддержало руководство украинского «Монобанка». Предоставленное финансирование и организационная помощь поспособствовали скорейшей реализации проекта и получению желаемых результатов.В конце того же года разработчики изготовили и вывели на испытания первые образцы нового беспилотника, получившего обозначения «Довбуш» и Т-10. Испытания и доводка конструкции не заняли много времени, и уже через несколько месяцев стало известно о запуске серийного производства и начале поставок техники вооруженным формированиям.«Довбуш» позиционировался как многоцелевая воздушная платформа. При этом на момент своего появления этот БПЛА мог выполнять только задачи разведки. Для этого на борту были установлены оптико-электронная станция и средства передачи видеосигнала.В начале 2023 г. беспилотник Т-10 получил ударную функцию. Под крылом предлагалось разместить 10 держателей для установки и сброса боеприпасов небольшой массы. Боевая нагрузка в такой конфигурации достигает 12 кг. В рекламных материалах «Довбуш» демонстрировался с десятком «авиабомб» на основе гранатометного выстрела ПГ-7В.Два БПЛА продолжают полётТеперь БПЛА Т-10 может нести и другую нагрузку. Недавно его оснастили средствами подвеса и сброса квадрокоптеров. Вероятно, в настоящее время этот вариант аппарата проходит испытания, но в ближайшем будущем ситуация может измениться.Беспилотный аппаратИзделие T-10 представляет собой БПЛА самолётного типа, предназначенный для установки разных нагрузок и решения широкого круга задач. Утверждается, что этот аппарат обладает высокими лётно-техническими характеристиками, которые позволяют повысить общую эффективность его работы.Т-10 имеет укороченный фюзеляж обтекаемой формы. Сзади к нему крепится тонкая трубка с функциями хвостовой балки. Аппарат получил высокорасположенное крыло с минимальной стреловидностью. Оперение V-образной конструкции находится на конце хвоствоой балки.Точные габариты и масса «Довбуша» неизвестны. В открытых источниках упоминается размах крыла более 4,6 м. Вероятно, длина аппарата находится в пределах 3-4 м. Исходя из полезной нагрузки, можно предполагать взлётную массу не менее 20 кг.В хвостовой части фюзеляжа, на уровне задней кромки крыла, на пилоне расположен электромотор с толкающим винтом. Для его работы используется аккумулятор неизвестной емкости. БПЛА должен развивать скорость не более 200-250 км/ч. Дальность полёта не уточняется, а боевой радиус ограничен применяемой аппаратурой управления и потому не превышает 40 км.Т-10 оснащен стандартным для таких БПЛА набором электроники. Имеется система управления, выполняющая команды оператора, а также приборы навигации и связи. В контурах управления предусмотрена возможность передачи команд на использование устройств сброса.«Довбуш» летит, тогда как FPV-аппарат приближается к мишениВ варианте носителя коптеров изделие «Довбуш» получает шесть механизмов подвески под крылом. БПЛА закрепляются на держателях винтами вниз – крепление осуществляется за их боевую часть. Замки держателей имеют дистанционное управление и открываются по одному. После отцепки квадрокоптер падает и переворачивается, занимая полетное положение.Кроме того, беспилотник-носитель предлагается оснастить ретранслятором радиосигналов. Это дополнительная мера, направленная на повышение фактического боевого радиуса FPV-беспилотников.«Довбуш» Т-10 осуществляет взлёт со специальной пусковой установки и нуждается в помощи со стороны. БПЛА на специальной тележке или с другими устройствами разгоняют при помощи автомобиля и затем отправляют в самостоятельный полёт. Как происходит посадка, неясно.С увеличенным радиусомГлавной целью очередной доработки БПЛА «Довбуш» является увеличение боевого радиуса FPV-систем. В этом проекте предлагается очевидная идея, вполне соответствующая поставленной задаче.Существующие FPV-беспилотники, в т.ч. состоящие на вооружении украинских формирований, имеют ограниченный боевой радиус — не более 15-20 километров. Этот параметр определяется емкостью батарей, средствами радиосвязи и некоторыми внешними факторами.Т-10 в варианте «бомбардировщика», сбитый российской армией, июль 2024 г.Изделие Т-10 с особым оснащением, как сообщается, позволяет увеличить боевой радиус ударных аппаратов. Беспилотник-носитель выносит вперёд точку старта, а также обеспечивает ретрансляцию радиосигналов. В итоге появляется возможность увеличить боевой радиус ударной системы на 30-40 км.Впрочем, в полной мере реализовать потенциал такого комплекса будет крайне трудно. Дело в том, что он критически зависит от радиосвязи, которая может быть подавлена средствами РЭБ. Любое нарушение каналов связи между станцией управления и «Довбушем» либо между Т-10 и FPV-беспилотниками ставит под угрозу решение боевой задачи.Кроме того, БПЛА «Довбуш» оказался не самой сложной целью для российской ПВО. Известны целый ряд случаев успешного подавления или поражения такой техники. В случае с беспилотниками-носителями, каждый случай перехвата будет означать срыв сразу нескольких атак на наземные объекты.Решения и трудностиТекущие боевые действия показали потенциал и положительные качества ударных FPV-беспилотников. Одновременно с этим они помогли выявить и слабые стороны такой техники, благодаря чему теперь принимаются меры по избавлению от подобных проблем и затруднений. В частности, предлагается целый ряд проектов, направленных на повышение боевого радиуса ударных систем.В основном речь идёт о применении средних или тяжелых БПЛА, способных нести более мелкую технику. Очередным носителем коптеров сделали украинский аппарат «Довбуш». В целом он способен решать поставленные задачи, но при этом должен столкнуться с массой новых проблем и активным противодействием. Как следствие, таким БПЛА вряд ли удастся в полной мере использовать свой потенциал и повлиять на ход боевых действий.
Источник
|