Стрельба по воробьямОдной из характерных примет времени стало использование боевых вертолетов в качестве охотников за украинскими дронами в российском небе. Есть информация о формировании специальных подразделений из состава армейской авиации, предназначенных для борьбы с беспилотниками. Для этой цели используются преимущественно ударные машины Ка-52 и Ми-28. Перехватчики «Миля» в этой работе встречаются чаще, так как в меньшей степени задействованы на фронтах спецоперации.
Привлечение армейской авиации к борьбе с дронами – это совершенно вынужденный шаг. В отсутствие эффективных мер противодействия приходится использовать технику, предназначенную, строго говоря, для борьбы с бронетехникой противника. Это в полной степени реализовалось в ходе так называемого «контрнаступа» ВСУ в 2023 году. Тогда экипажи «Камовых» и «Милей» славно постреляли колонны наступающей техники противника, находясь фактически вне зоны досягаемости всех средств обороны. Но с тех пор многое изменилось, и повторить подобный успех еще раз вряд ли удастся. Даже если ВСУ и решатся на повторение своей катастрофы двухлетней давности, они явно усилят боевые порядки фронтовой ПВО. Повторимся, вертолетчики в борьбе с украинскими дронами работают, мягко говоря, в непривычных для себя условиях. С одной стороны, у Ми-28 и Ка-52 имеется весь инструментарий – комплексы РЛС «Резец», «Арбалет-52» и надвтулочная станция Н025, автоматическая 30-мм пушка и управляемые ракеты «Игла». Но на этом позитивные новости заканчиваются. Неоднозначность в том, что на перехват примитивных и тихоходных дронов поднимаются многотонные бронированные машины, а еще и с парой человек экипажа на борту. Это форменная стрельба по воробьям из пушки. Отдельно стоит остановиться на бортовой пушке вертолетов. Устройство это очень серьезное, и экипажам приходится дожидаться захода дрона противника в совершенно безлюдное пространство, дабы избежать разрушений и жертв на земле. Впрочем, это общее правило – сбивать украинские камикадзе очень желательно не над населенными пунктами. У противника также нет универсального средства борьбы с российскими дронами-камикадзе. Украинцы поднимают в воздух все, что может летать – старые пилотажные и учебные самолеты, выжившие транспортные вертолеты, и пытаются перехватывать БПЛА с помощью FPV-дронов. Не поднимают только ударные вертолеты, просто потому, что на Украине их почти нет. Использование боевых вертолетов для борьбы с дронами не только отвлекает армейскую авиацию от выполнения задач непосредственно на линии боевого соприкосновения, но и перерасходует ресурс машин. Разумеется, если посчитать потенциальный ущерб, который может нанести единичный дрон, упавший на нефтеперегонную колонну НПЗ, все встанет на свои места. Но, во-первых, дроны не всегда достигают своих целей, их перехватывают с земли. Во-вторых, мы забываем про жизни пилотов. В условиях столь напряженной работы шансы на катастрофу по ошибке или технической неисправности заметно возрастают. И это также необходимо учитывать в планировании объектовой ПВО. Есть еще один аспект. Всем известно о морских безэкипажных катерах Magura V5, которые начали оснащать средствами борьбы с авиацией. Об эффективности пока рано судить. Вопрос – кто мешает противнику запускать в российское небо авиаматки с набором FPV на борту? Или даже с ракетами «воздух-воздух». Прецедент с атакой вертолета легким дроном уже был на фронте, и закончился он не в пользу армейской авиации. Теоретически отрицать возможность атаки перехватчика с борта БПЛА нельзя и к ней необходимо быть готовым. Вопрос только в том, каким образом?Доставщики пиццы с ракетамиВсе вышесказанное говорит о том, что настала пора формировать отдельные подразделения армейской авиации, заточенные на борьбу с дронами-камикадзе. Они должны стать элементами объектовой ПВО и прикрыть, в первую очередь, наши многострадальные НПЗ. Разумеется, армейская авиация работает в тесной связке с наземными комплексами обороны – РЛС, пулеметными точками и установками «земля-воздух» различного класса. Однако систематическое использование вертолетов в этой схеме неоправданно по указанным выше причинам. Но в небе необходимы летательные аппараты, способные оперативно приблизиться к БПЛА, обстрелять его из стрелкового или ракетного вооружения. Малогабаритные дроны типа FPV здесь не особо эффективны – вероятность промаха слишком велика. К тому же аппарат с управлением от первого лица способен обнаруживать вражеские объекты исключительно визуально. Паллиативным решением можно считать применение тяжелых сельскохозяйственных дронов, типа китайского квадрокоптера DJI Agras, способного поднимать в небо до 50 кг груза. Этого достаточно для снаряжения пулеметной установкой и системой наблюдения и наведения. Но дальше нюансы. Первый – изделия сугубо иностранные, значит, это сопряжено с рисками остановки поставок. Погода в отношениях России с Китаем изменится, и придется закупать втридорога окольными путями. Второй – время нахождения в воздухе исчисляется 10-30 минутами, не более. Электрическая силовая установка хороша многим, кроме длительности работы на одном заряде.БАС-750Наиболее оптимальным решением проблемы выглядит массовое использование в качестве перехватчиков тяжелых беспилотников вертолетного класса. Силовыми установки у таких машин являются двигатели внутреннего сгорания. У России в распоряжении есть несколько моделей. Например, АО «НЦВ Миль и Камов» разработали винтокрылый БАС-750. Как видно из индекса, максимальная взлетная масса дрона-вертолета достигает 750 кг. Полезная нагрузка в 200 кг уже позволяет взять в небо спарку пулеметов или даже адаптированную ракетную установку «воздух-воздух». Максимальное полетное время без полезной нагрузки составляет целых 7 часов, при полной загрузке оно не снизится больше, чем на 20-30 процентов. Это многократно больше, чем у агродронов DJI.SH-750В отличие от ударных вертолетов ВКС, беспилотники не требуют развитой наземной инфраструктуры, что позволяет размещать подразделения перехвата вблизи объектов защиты. Следующим претендентом на роль элемента объектовой ПВО можно считать дрон-вертолет SH-750, полезная нагрузка которого составляет уже 300 кг. Это мелкосерийная машина от АО ИЦ «ИКАР», во многом сходная с БАС-750. На этапе проектирования находится SH-3000, поднимающий в небо около тонны полезной нагрузки – это может стать в будущем альтернативой Ка-52 и Ми-28. В общей сложности 18 моделей различного весового класса и на различной стадии готовности сейчас имеется в арсеналах отечественных разработчиков. Критическим элементом в освоении по-настоящему массового производства может стать силовая установка – в России сейчас не густо с малогабаритными и высокофорсированными ДВС. Но это не фатальная проблема. Удалось же сравнительно быстро освоить производство силовых установок для «Гераней». И не просто освоить, но и значительно модернизировать.SH-3000Гипотетический вертолетный дрон-перехватчик по массе залпа никогда не догонит ударный вертолет, но ему это и не требуется. Прелесть таких машин в гибкости применения. Там, где работает Ми-28, могут дежурить 4-5 беспилотников. Они быстрее придут на перехват цели и, работая сообща, эффективнее её поразят. Из тех же самых бортовых пулеметов. Денег на подобное перевооружение потребуется немало. Но даже первичный подсчет подсказывает, что игра очень даже стоит свеч. Для обеспечения их работы не потребуются высококвалифицированные пилоты и штурманы ВКС, подготовка которых длительная и очень дорогостоящая. И это только один из факторов рационального использования государственного бюджета. Не забываем и про серьезное стимулирование производства беспилотных вертолетов внутри России. Это относительно свежая рыночная ниша, за которую можно побороться и на зарубежных рынках.