04:15
Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей

Винтовые корветы: по изгибам зелёных зыбей«Черноморский флот погиб, защищая Севастополь, а Балтийский силою вещей обратился в ряд блокшивов, которые осталось разобрать на дрова», — выразительно описал своё наследство молодой генерал-адмирал, второй сын императора Николая Павловича, Константин. Командующий без флота... Но Константин Николаевич показал себя человеком решительным и энергичным. Были заказаны Путиловские канонерки и первая серия винтовых клиперов архангельской постройки. А вот строительство линейных кораблей и фрегатов пришлось порезать. Как показала Крымская война, боевая ценность парусников стала стремиться к нулю, достраивать в этих условиях морально устаревшие корабли смысла не было. Парусники использовали для перевозки войск из Финляндии, но после 1856 года к службе не привлекали. К 1862 году все парусники исключили из боевого состава флота. Пришло время новых кораблей!Великий князь КонстантинВ 1857 году был утверждён новый штат Балтийского флота (Черноморский флот после войны Россия была обязана ограничить 6 корветами, 9 транспортами и 4 пароходами): 18 винтовых линейных кораблей, 12 фрегатов, 9 пароходофрегатов (колёсных пароходов — колёса считались безопаснее гребного винта — у них не было отверстий ниже ватерлинии), 14 винтовых корветов и 100 канонерских лодок. При этом уже в 1856 году были введены в строй все корветы «11-пушечного ранга», построенные на Охтинской верфи: «Боярин», «Буйвол», «Вепрь», «Воевода», «Вол», «Волк», «Гридень», «Зубр», «Медведь», «Новик», «Посадник», «Рында», «Рысь» и «Удав». Именно им, вместе с 6 винтовыми клиперами Архангельской постройки, предстояло стать основой русского флота в Мировом океане, именно их имена до сих пор можно найти на картах Дальнего Востока России...



Корвет «Богатырь»Что это были за корабли? Полное водоизмещение — 903 тонны, длина без бушприта — 49,78 метра (по кильватерной линии — 46,23 метра), ширина — 9,73 метра, осадка носом — 4,26 метра, кормой — 3,76 метра. Паровая машина — 200 лошадиных сил, скорость хода под парами — 7,5-8,5 узлов, под парусами — до 12 узлов. Вооружение — 11 24-фунтовых карронад с длиной ствола в 8 калибров: пять по бортам на неповоротных станках и одна — на баке, на поворотном станке в диаметральной плоскости (впоследствии вооружение несколько раз заменялось, в том числе с установкой тяжёлых 60-фунтовых орудий №2). Корпуса — дуб, лиственница и сосна, подводная часть — с медной обшивкой, три мачты с парусным вооружением по типу «корабль». Каждый корвет нёс на борту два 10-вёсельных и один 6-вёсельный ял и 4-вёсельную гичку. Разработку проекта, подготовку комплектов чертежей и постройку осуществлял поручик корпуса корабельных инженеров Аристарх Иващенко под наблюдением капитана 2-го ранга Ивана Шестакова. Для восьми корветов кормовые доски с изображением соответствующих животных изготовил скульптор Пётр Карлович Клодт. Впрочем, не то чтобы качество постройки было идеальным... Корабли пришлось «доводить» по мере эксплуатации, что, в принципе, обычное дело для нового проекта.Корвет «Воевода» в бухте св. ОльгиНо стоит отдать должное питерским корабелам: корветы были красивы! «В Бресте, когда корвет „Воевода“ был введён в док, французские инженеры восхищались образованием его подводной части, и во всех портах иностранные морские офицеры любовались наружным видом клиперов», — писал «Морской сборник». В сентябре 1857 года первый отряд из корветов «Зубр», «Рысь» и «Удав» прибыл на Чёрное море. В апреле следующего года сюда прибыл второй отряд из корветов «Буйвол», «Вепрь» и «Волк». Впрочем, рассказать что-то интересное о черноморских корветах сложно. Корабли несли службу у берегов Абхазии: блокировали поступление припасов и военных советников к имаму Шамилю — как раз в это время шёл завершающий этап Кавказской войны. К началу русско-турецкой войны 1878 года все они уже были списаны и пущены на дрова. А вот у их балтийских коллег жизнь была куда насыщеннее и интереснее!Корвет «Новик»19 сентября 1857 года на Дальний Восток отправился 1-й Амурский отряд винтовых судов под вымпелом капитана 1-го ранга Дмитрия Кузнецова — будущего адмирала. В состав отряда вошли корветы «Боярин», «Воевода», «Новик», клиперы «Джигит», «Пластун», «Стрелок» и транспорт Российско-Американской компании «Император Николай I». По прибытии в Копенгаген на «Боярине» начались неполадки в машине, поэтому отряд задержался в Дании на пару недель. После Копенгагена корабли зашли на Шербурский рейд, где подготовились к дальнему походу. Впрочем, для невезучего «Боярина» поход долгим не был: в шторм корабль потерял фор-стеньгу и две брам-стеньги и отправился в Брест в сопровождении флагманского «Воеводы», остальные корабли отряда ушли курсом на мыс Доброй Надежды. Корвет «Боярин»Только в январе следующего года «Боярин» вышел в море, оставив «Воеводу» в Бресте исправлять дефекты, капитан 1-го ранга Кузнецов перенёс свой вымпел на «Боярин». От Бреста до мыса Доброй Надежды корабль добрался за 67 дней, проходя в среднем по 200 миль в сутки. В Саймонс-Бей Кузнецов перенёс флаг на «Новик», и 13 апреля отряд вновь отправился в путь. С 15 на 16 мая балтийцы пережили страшный шторм в Индийском океане, качка была такой, что на кораблях зашкаливали креномеры, тем не менее отряд отделался «малой кровью»: «Новик» лишился фок-стакселя. 26 мая отряд вошёл в Зондский пролив, а 4 июня был в Сингапуре, где исправлял повреждённый в шторм рангоут до 12 июня. 28 июня корабли были в Гонконге, где корабли разделились: «Стрелок» и «Пластун» ушли в Печелийский залив, а оставшиеся корабли — в Де-Кастри, куда и прибыли 5 августа. Здесь капитан 1-го ранга Кузнецов получил приказ о присвоении ему звания контр-адмирала и распоряжение командующего Сибирской флотилией идти в Николаевск-на-Амуре.Граф Николай Николаевич Муравьёв-АмурскийНа корветах генерал-губернатор граф Николай Муравьёв-Амурский совершил несколько визитов в Японию и Цинскую империю, где провёл переговоры об уточнении границ и решения сахалинского вопроса. 11 июня отряд собрался в Хакодате. В начале января 1860 года Александр II решил собрать в китайских водах эскадру под командованием капитана 1-го ранга Ивана Лихачёва. Отряд крейсировал в Японском море, проводил географические исследования, выполнял дипломатические поручения. 15 января 1861 года «Боярин», «Воевода» и «Джигит» отправились на Балтику и 15 августа прибыли в Кронштадт.Корвет «Посадник»Между тем, 19 июня 1859 года на Дальний Восток отправился 2-й Амурский отряд, флагманом которого был назначен корвет «Посадник». Вместе с корветом в поход вышли клиперы «Наездник» и «Разбойник». Старшим отряда был назначен известный дипломат, генерал-лейтенант и сенатор Александр Дюгамель. Командиром «Посадника» был назначен герой Синопского сражения капитан-лейтенант Николай Бирилёв. Первое происшествие не замедлило произойти: корвет встретил гибнущий французский бриг «Понт де Челс», который пробил дно о риф. На бриг была высажена аварийная партия из двенадцати матросов и мичмана фон Шанца. Партия заделала пробоину, откачала воду из трюма при помощи ручной помпы Доутона с «Посадника», после чего русский корвет взял бриг на буксир и доставил в Брест.Мунэ Ёсиёри губернатор ЦусимыОтряд шёл на Дальний Восток не самым оптимальным маршрутом: через Мадейру и Рио-де-Жанейро. Русским морякам нужно было наработать опыт океанских плаваний (и заработать морской ценз, без которого продвижение при Константине Николаевиче не светило). Так что в Нагасаки корабли прибыли только 17 июня, где вошли в состав «эскадры Китайского моря» — первой независимой русской эскадры в Тихом океане. Эскадре требовался незамерзающий порт для базирования, поэтому были начаты поиски такового, причём в глубокой тайне и без консультаций с японским правительством, чтобы не привлекать к этому факту излишнего внимания. Подходящим кандидатом на эту роль показался остров Цусима. 20 марта «Посадник» вышел из Хакодате и 1 марта был на рейде Имосаки, где Николай Бирилёв получил разрешение от местного феодала Мунэ Ёсиёри на обследование бухты, а также основание временной морской станции русского флота. 3 апреля над Цусимой был поднят русский флаг, установлена палатка и выбрано место для строительства склада и лазарета. Пока экипаж занимался ремонтом корабля (требовалось заменить фок-мачту, осмотреть дейдвудную трубу гребного винта и ещё кое-что по мелочи), старший штурманский офицер, подпоручик Л. Чуркин, занялся промером глубин и картографированием островов Цусимской гряды.Адмирал Джеймс ХоупК сожалению, сохранить секретность не удалось: в середине августа бучу подняли английские послы Алькок и Гаррис и адмирал Джеймс Хоуп — главнокомандующий Китайско-Ост-Индской станцией Королевского флота. В общем, под давлением джентльменов японское правительство отозвало разрешение на строительство станции на Цусиме в тот самый момент, когда строительство шло полным ходом. Бирилёв тянул как мог, но 7 сентября Цусиму «Посаднику» пришлось покинуть. 10 февраля 1862 года года корвет вышел в обратный путь. По дороге командир зашёл-таки на Цусиму, где тепло попрощался с местным губернатором — как видно, с Мунэ Ёсиёри у него отношения сложились дружеские. 16 апреля «Посадник» был уже в Либаве. По возвращению в Кронштадт экипажи корвета и клиперов «Наездник» и «Разбойник» были награждены годовым окладом жалования.Корвет «Аскольд»Но корветы «11-пушечного ранга» были заложены ещё в ходе Крымской войны, а новая политика флотского руководства Российской империи требовала постоянного присутствия в Мировом океане русских кораблей, причём, желательно, посильнее клиперов и малых корветов. Поэтому штабс-капитаном Нестором Коршиковым в 1856 году был разработан проект нового корвета — «17-пушечного ранга». В 1859-62 годах были заложены четыре таких корабля: «Богатырь», «Аскольд», «Варяг» и «Витязь». Строили корветы на разных верфях: «Богатырь» в Новом Адмиралтействе, «Аскольд» на Охтинской верфи, «Варяг» в Великом княжестве Финляндском на Улеаборгской верфи, «Витязь» — также на финской Бьёрнеборгской верфи.Корвет «Витязь»Корпуса кораблей были из горной сосны, дуба, ели, тика и лиственницы. Машины... Тут был полный разнобой. «Богатырю» досталась новая машина завода Берда, мощностью 360 лошадиных сил. «Аскольд» получил машину с винтового фрегата «Аскольд». Предшественнику не повезло: введённый в строй в 1857 году, он в 1861 году был пущен на дрова — корабли на тот момент быстро морально старели. На «Варяг» поставили машину с систершипа «Аскольда» — фрегата «Полкан», дополнив оные новыми котлами Кронштадтского пароходного завода. Для «Витязя» машину купили у бельгийской фирмы «Коккериль». Трубы у всех корветов были телескопические, дабы не мешать работе с парусами, и располагались перед грот-мачтой. Водоизмещение новых корветов составило 2155 (плюс-минус лапоть — строили-то на разных верфях...), длина — 66,29 метра, ширина — 12,09 метров, осадка 5,87 — 6,12 метров. Экипаж — 324-356 человек.Несмотря на устаревшие и маломощные машины (и не самые лучшие из-за этого скоростные характеристики), корабли имели прекрасную мореходность, которая на тот момент была важнее — кораблям предстояло совершать дальние вояжи. Тем не менее под парусами корветы шли со скоростью 10 узлов, под парами — 11 узлов. Изначально вооружение этих кораблей состояло из 17 60-фунтовых бомбических пушек: одной №1 и 16 №2.Корвет «Варяг»Из всех четырёх корветов наиболее интересная судьба выпала «Варягу». Им командовал герой обороны Севастополя капитан-лейтенант Роберт Лунд. В 1863 году вспыхнуло очередное польское восстание, что вызвало дипломатические демарши Франции и Англии. Поэтому было решено направить крейсерскую эскадру не на Дальний Восток, а в Атлантику, к берегам США. Дело в том, что в Америке была в разгаре Гражданская война, причём англичане откровенно симпатизировали Югу. Ну а Россия, дабы прищемить хвост «англичанке, которая гадит», поддержала Север. Поэтому к берегам США и была отправлена эскадра контр-адмирала Степана Лесовского в составе фрегатов «Александр Невский», «Пересвет», «Ослябя», корветов «Варяг» и «Витязь», а также клипера «Алмаз». Одновременно к Тихоокеанскому побережью Северной Америки проследовала эскадра контр-адмирала Андрея Попова — корветы «Богатырь», «Калевала», «Рында», «Новик», клиперы «Абрек» и «Гайдамак».Командир «Варяга» капитан-лейтенант Роберт ЛундОперация готовилась в режиме строжайшей секретности. Была составлена инструкция Лесовскому, в которой прописаны районы крейсерства для каждого из кораблей на случай, если Великобритания решится на вмешательство в польский конфликт. «Варяг» должен был действовать на пути из Англии в Южную Америку, «Витязь» — на маршруте от мыса Доброй Надежды до острова Святой Елены. Роял нэви эскадру Лесовского позорно промухал, и появление русских кораблей у американского побережья 29 сентября 1863 года стало для Владычицы морей неприятным сюрпризом. «Варяг» по Потомаку поднялся к Вашингтону, где ему была устроена восторженная встреча. А 2 февраля 1864 года экипаж корвета спас от пожара Аннаполис: на берег были спущены пожарные партии с помпами и брандспойтами, топорами, ломами и прочими полезными вещами. Русские моряки работали круглосуточно в несколько смен, и к середине 3 февраля пожар удалось остановить. Берега США эскадра покинула через 9 месяцев, когда кризис в отношениях с Великобританией был преодолён, а «Варяг» ушёл в кругосветное плавание, став первым русским кораблём, прошедшим Магеллановым проливом. Попутно в проливе был спасен экипаж английской шхуны «Темис» в количестве 13 человек.Носовая фигура «Варяга»Корвет в 1865-66 годах был флагманом Тихоокеанской эскадры, и на его борту проходил практику гардемарин Степан Макаров. Впрочем, знаменитостей на «Варяге» служило огромное количество: академик Алексей Крылов, будущий командир следующего «Варяга» Всеволод Руднев, адмиралы Александр Шестаков, Евлгексеев, Фёдор Дубасов, великий князь Александр Михайлович... В 1870 году корвет совершил северную экспедицию, закрепив российский суверенитет над Новой Землёй и картографировав данный архипелаг. В дальнейшем устаревший, но не старый корабль стал учебным, а паровой катер с него сражался на Дунае во время русско-турецкой войны 1878 года. Только в 1886 году окончилась служба старого корабля — большая редкость![Иван Иванович фон ШанцОтдельно стоит упомянуть корвет «Калевала». Этот корабль не был серийным: его строительство из патриотических соображений профинансировал финский сенат, поэтому строился корвет на финской верфи в Або и разработан был финским корабельным мастером Йоргенсоном под руководством ничуть не менее финского будущего адмирала Йохана (Ивана Ивановича) фон Шанца. В общем, имя корабля после этих пояснений ни у кого не должно вызывать удивления.«Калевалу» заложили 10 июля 1856 года, а уже в 1858 году корабль вступил в строй. Это был корабль полным водоизмещением 1392 тонны, длиной 50,6 метра, шириной — 11,9 метра, осадкой 4,7 метра. Корпус корабля был выполнен из сосны и дуба, паровая машина мощностью 250 лошадиных сил изготовлена в Або на заводе «Кони и Ко». Вооружили корабль 14 36-фунтовыми орудиями по бортам и одним 60-фунтовым орудием №1 на носу, на поворотной платформе. Первым командиром корабля стал финский барон Отто Капелан.Эскадра Попова в Сан-Франциско, «Калевала» присутствует!Служить корабль должен был на Балтике, но у России внезапно появились интересы на Дальнем Востоке, и 18 октября 1860 года он отправился на Тихий океан в составе отряда контр-адмирала Андрея Попова из корветов «Рында» и «Богатырь», клиперов «Абрек» и «Гайдамак». Знаменит корвет в первую очередь тем, что именно его зашифровал под именем «Коршун» известный маринист Константин Станюкович в своей повести «Вокруг света на «Коршуне». В книге подробно и в деталях описываются порядки на борту, в том числе отмена телесных наказаний, обучение неграмотных матросов грамоте и так далее. Сам Станюкович пришёл на «Калевалу» кадетом, стал на корвете гардемарином, а затем и мичманом. Корвет очень тепло принимали в Сан-Франциско, где была большая финская община. Но не только литературными достоинствами Константина Михайловича известен этот корвет: за время службы на Дальнем Востоке экипаж «Калевалы» открыл несколько островов, а одна из бухт в заливе Петра Великого носит название Калевала. И да, остров Де-Ливорна назван в честь мичмана с этого корабля Андрея Карловича Де-Ливорна, а остров Желтухина — в честь командира корвета Фёдора Николаевича Желтухина. 400 моряков корвета участвовали в борьбе с пожаром в Сан-Франциско, шестеро погибли... Корабль прослужил всего 14 лет, но за это время успел совершить кругосветное плавание, выполнить ряд важных дипломатических поручений. И... попасть в Большую Литературу!Корвет «Баян»Закончить рассказ о русских корветах стоит стоящим наособицу «Баяном». Наособицу, потому что, если все остальные герои этого рассказа были построены на верфях Российской империи, то «Баян» — иностранец. Он был заказан в 1856 году контр-адмиралом И. И. фон Шанцем в Бордо, на верфи «Колло и Ко». Да, так бывает: вчера с французами изо всех сил рубились под Севастополем, а сегодня они строят нам корабли. Наверное, потому что англичан французы любят сильно меньше, чем русских, а то, что данный корвет будет угрожать именно коммуникациям Владычицы морей, у лягушатников сомнений не возникало.К моменту сдачи корабля Колло успел разориться, а его верфь вместе с русским заказом купил инженер Арман. Арман корвет достроил и спустил на воду 11 июля 1857 года, паровую машину мощностью 300 лошадиных сил поставила фирма «Шнейдер», достройкой корвета в Кронштадте занимался кораблестроитель М. М. Окунев. «Баян» представлял из себя корабль водоизмещением 1969 тонн, длиной 65,95 метров, шириной 11,4 метра, с осадкой — 5,6 метра. Корпус набрали из французского дуба, тика и красного дерева по оригинальной системе Армана. Вооружение — 16 24-фунтовых длинных пушек, в 1867 году оно было заменено на 4 6-дюймовые пушки образца 1867 года и 4 нарезные 9-фунтовые пушки образца 1867 года. Впоследствии были установлены более современные орудия. Поэт Аполлон МайковГенерал-адмирал Константин Николаевич хотел укусить «англичанку» за наиболее чувствительные части тела, а таковые у просвещённых мореплавателей традиционно находились в Средиземном море, куда и проследовал «Баян» в составе эскадры контр-адмирала Константина Истомина, кстати говоря, брата командира корвета Павла Истомина (и героя обороны Севастополя: на флоте служили пятеро братьев Истоминых, трое погибли!). Как и многим представителям племени российских корветов, довелось «Баяну» спасать погибающих: во время стоянки в Палермо случилась сильная буря, в ходе которой русские моряки спасли экипажи трёх торговых фелюг и оказали помощь неаполитанскому корвету «Валереус». Все причастные были награждены Александром II, а командир корабля получил ещё и неаполитанский орден Св. Георгия. Во время службы в Средиземном море на корвете по приглашению морского министерства отправился в путешествие за вдохновением поэт Аполлон Майков. Помогло! Во время плавания он написал «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Использовался «Баян» и в качестве учебного корабля, но очередное обострение отношений с Великобританией отправило корвет в 1875 году на Тихий океан. В случае начала войны он должен был обстрелять Ванкувер и вообще погулять между Канадой и Австралией, топя всё плавающее под «Юнион Джеком». «Баян» посетил Гонолулу, Сан-Франциско, Владивосток и ещё множество портов, но потом отношения нормализовались, и корабль вернулся на Балтику в 1879 году. С 1892 года «Баян» переклассифицирован в учебное судно окончательно, а через 10 лет продан на слом.В целом, строительство корветов — одно из самых удачных решений генерал-адмирала. Хоть повоевать им и не удалось, пользу стране они принесли огромную! И в первую очередь это не изучение Дальнего Востока и не дипломатические демарши, а подготовка целого поколения моряков, которые чувствовали себя в море как дома...



Источник

Просмотров: 33 | Добавил: Dmitrij | Теги: зелёных, изгибам, по, винтовые, зыбей, корветы: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Август 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх