03:10
Всадники-солдатики Отечественной войны 1812 года

Всадники-солдатики Отечественной войны 1812 годаВ советском кинофильме «Гусарская баллада» (1962) поручик Ржевский одет в мундир Мариупольского гусарского полка. А вот главная героиня кинокартины Шурочка Азарова, по идее, должна была носить зелёный мундир Павлоградского гусарского полка. Ржевский говорит, обращаясь к ней: «Мундир на вас я вижу Павлоградский». Однако в фильме на ней светло-серый доломан и ментик Сумского гусарского полкаУланы с пестрыми значками,Драгуны с конскими хвостами,Все промелькнули перед нами,Все побывали тут.«Бородино». М. Ю. ЛермонтовИстория униформы Отечества. Что и говорить – повезло нашей кавалерии в том смысле, что служили в ней не только отважные воины, но также ещё и писатели и поэты. В прошлый раз мы написали о Надежде Дуровой, записками которой восхищался сам Пушкин, но в кавалерии 1812 года воевал и другой российский литератор – поэт Денис Давыдов. В начале войны адъютант князя Багратиона, он был в чине подполковника переведён в Ахтырский гусарский полк. Напомним, что гусары в России появились ещё в XVII веке, и что обмундирование у них менялось столь же часто, как и в других войсках, то есть подчиняясь требованиям общеевропейской моды.



Всего к началу войны с Наполеоном в России было 11 армейских гусарских полков, из двух батальонов по пять эскадронов в каждом: Александрийский, Ахтырский, Белорусский, Гродненский, Елисаветградский, Изюмский, Лубенский, Мариупольский, Ольвиопольский, Павлоградский, Сумский; и одного лейб-гвардии Гусарского полка из пяти эскадронов. Униформа российских гусар была традиционной для этого рода войск и подражала венгерскому национальному костюму. Гусары одевались в короткую, расшитую шнурами суконную куртку – доломан, узкие штаны-чакчиры и ментик — короткую тёплую куртку, отороченную мехом. Особая шнуровая застёжка – ментишкет – удерживала ментик на левом плече. В холодное время года ментик можно было одеть в рукава. Воротник и обшлага мундира унтер-офицеров и штаб-трубачей обшивались золотым или серебряным галуном (по цвету металлического прибора). У трубачей доломан и ментик имели наплечные «раковины» из жёлтой или белой шерстяной тесьмы, которой также обшивались швы на плечах и рукавах. Униформа всех этих полков, как и шитьё на них, была одинакового покроя, но различалась как расцветкой доломанов и ментиков, так и цветом чакчиров, так что все наши гусарские полки выглядели очень живописно и нарядно.Рядовой Лейб-гвардии гусарского полка, 1810-1814 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Штаб-трубач Сумского гусарского полка, 1810-1814 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Так, например, Денис Давыдов, как штаб-офицер, должен был носить ментик с серым мерлушковым мехом, золотыми шнурами и галунами. Доломан спереди вокруг расшивки шнурами у него имел толстую золотую бахрому — с блёстками, длиной в 4,5 см. Шарфов через плечо гусарские офицеры не носили. Подпоясывались они роскошными кушаками одного вида с солдатскими (в Ахтырском полку они были жёлтого цвета с коричневыми перехватами), сплетёнными из шнуров чёрного и оранжевого шёлка с серебряными нитями... В Ахтырском полку на традиционные доломан и ментик из сукна коричневого цвета нашивалось по 15 рядов шнуров с тремя рядами пуговиц жёлтого цвета (у рядовых они были медными, у офицеров — золотыми). Воротник и обшлага доломана были жёлтого цвета, чакчиры – тёмно-синими с жёлтыми шнурами и галунами. Чёрный кивер был подобен пехотному и украшался чёрной кокардой с жёлтыми пуговицей, петлицей, репейком, шнуром-этишкетом и подбородной чешуёй. В амуницию гусар входила плоская сумка – ташка. У ахтырцев она была коричневой с жёлтой отделкой и царским вензелем. В Александрийском полку всё обмундирование было чёрного цвета, и только воротник, обшлага, обкладка ташки и конского чепрака – красного. Шнуровка была белой, а цвет приборного металла – серебряным. Уже в ходе войны по инициативе графа был сформирован ещё один добровольческий Иркутский гусарский полк. Иркутские гусары носили чёрные доломаны с малиновыми обшлагами и воротником и малиновые чакчиры. Ментики, ташки и чепраки также были чёрными. Обкладка ташки была жёлтой, а обкладка чепрака – малиновой. Пояс-кушак – чёрный. Приборный металл – жёлтый.Гусарская лядунка (патронница) российской императорской армии. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автораА вот так она выглядит изнутри. Как видите, запас патронов в ней совсем небольшой. Пензенский областной краеведческий музей. Фотография автораВооружение гусар состояло из сабли и пары пистолетов; но 16 лучших стрелков в каждом эскадроне имели ещё и нарезные кавалерийские карабины, а унтер-офицеры вооружались мушкетонами с раструбом, стрелявшими крупной дробью. 30 человек первого ряда в каждом эскадроне были вооружены пиками, но без вымпелов-флюгеров, украшавших пики улан.Кирасиры в 1812 году считались в кавалерии главной ударной силой; в кирасирские части отбирали самых рослых и крепких рекрутов, которых сажали на самых высоких и сильных лошадей. Все кирасиры носили каски и возвращённые им в 1811 году стальные кирасы, которые изготавливались из железа, красились чёрной краской и состояли из двух половин: нагрудной и наспинной. Скреплялись они при помощи двух ремней, приклёпанных к спинной половине у плеч и застёгивающихся на две медные пуговицы на груди. У рядовых эти ремни имели железную чешую, у офицеров — медную. Во всём остальном обмундирование латников не изменилось: каска из чёрной лакированной кожи с металлическим налобником и плоским гребнём, белый колет с воротником, погонами, обшлагами и выпушкой в плечевом шве цветом по полкам, такой же обкладкой фалд. Масса такого конного бойца была столь велика, что он мог опрокинуть любого противника – хоть пешего, хоть конного. Перед атакой кирасир не могли устоять никакие войска; именно поэтому их бросали в бой в самые решительные моменты сражения, чтобы переломить его ход. Всего к началу войны Россия имела восемь армейских кирасирских полков: Кирасирский Его Величества полк, Кирасирский Ея Величества полк, Кирасирский Военного ордена полк, Малороссийский, Глуховский, Екатеринославский, Астраханский и Новгородский кирасирские полки. В декабре 1812 года за боевые заслуги в кирасирские были переформированы Псковский и Стародубовский драгунские полки. Особым боевым отличием Псковского кирасирского полка стали трофейные французские – светлые и жёлтые – кирасы.Причём расцветка униформы во всех кирасирских частях России, в отличие от гусарских, была одинаковой: белые колеты, чёрные с медной отделкой каски и кирасы, высокие ботфорты. Полки различались лишь цветом воротников, обшлагов и погон. Вооружались кирасиры длинным палашом и парой пистолетов. Были у них и кирасирские ружья, но с началом военных действий их передали на вооружение ополчения. В парадном строю кирасиры, как и прежде, носили белые суконные панталоны с ботфортами, в походе — серые рейтузы на боковых пуговицах.Полковник Лейб-гвардии Драгунского полка, 1810-1815 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Рядовой Харьковского драгунского полка, 1810-1814 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Все эти предметы, а также и кожаная каска, украшенная медным налобником с выбитым на нём орлом, входили в обмундирование и армейских драгун. Но вместо белого колета им была положена двубортная тёмно-зелёная куртка с красной обкладкой фалд, воротником, обшлагами и погонами особого цвета для каждого полка. Драгунских полков в кавалерии российской императорской армии в 1812 году было больше всего – 36. Драгуны вооружались парой пистолетов, прямыми палашами и драгунскими ружьями, которые также отдали ополчению. У драгун остались только нарезные штуцера (по 16 на эскадрон), но они были слишком короткие, чтобы их использовать в пехотном бою.Обер-офицер армейской пешей артиллерии, 1809-1814 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»В разгроме войск Наполеона важную роль сыграла российская артиллерия. Так, в сражении у Бородина гремело более тысячи орудий: у французов — 587, у русских — 640. Причём пушки российской армии по сравнению с французскими были большего калибра, зато последние отличались большей манёвренностью.Канонир пешей артиллерии, 1812-1816 гг. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Артиллерийские роты российской императорской армии в 1812 году имели на вооружении 12 орудий. Штатный состав тяжёлой (батарейной) роты был таким: 7 офицеров, 24 фейерверкера (унтер-офицера), 50 бомбардиров, 50 канониров и 150 гандлангеров – рядовых артиллеристов, подносивших снаряды и поворачивавших орудие при наводке на цель. Непосредственно при стрельбе одно батарейное орудие обслуживало восемь «номеров» орудийной прислуги, девятым был фейерверкер. Всего же в расчёте всего лишь одного орудия вместе с ездовыми числилось более 20 человек. Два орудия и их расчётами (взводом) находились под началом одного офицера.Артиллерийский расчёт (семь фигур и пушка), 1812 г. Производители: «Silver Dream Studio» и «EK Castings»Пешая армейская артиллерия имела обмундирование, во всём сходное с пехотным. Головной убор — чёрный кивер, отделанный по краям кожей, с красными этишкетами и репейком и медной эмблемой: вверху две скрещенные пушки, внизу «гренада» об одном огне. Мундир — тёмно-зелёная двубортная куртка с медными пуговицами и красными погонами, на которых жёлтой тесьмой выкладывали цифру — номер роты и литеру «Б», «Л» или «К». Воротник на куртке — чёрный с красными выпушками, и такие же обшлага и обкладка фалд. С этими куртками зимой носили тёмно-зелёные панталоны, с крагами, летом — белые полотняные, с козырьками внизу.У офицеров были золотые эполеты с красным полем и красной подкладкой и шифровкой из золотого шнурка (№ бригады). На воротнике мундира — красная выпушка шла не только по верхнему, но и по нижнему краю. С 1809 г. офицеры пешей артиллерии в строю стали носить нагрудные знаки одного вида с теми, которые были даны офицерам в пехоте. На кивере помещалась позолоченная эмблема, точно такая же, как и у рядовых. Унтер-офицеры пешей артиллерии имели те же отличия, что и в пехоте: галуны на воротнике и обшлагах, двуцветный репеёк на кивере, кисти этишкета – бело-чёрно-оранжевые. Бомбардиры от канониров и гандлангеров отличались золотыми галунами, нашитыми на обшлага мундира.Отступление «Великой армии» из России. Производители: «Silver Dream Studio» и «Pegaso Models»Конные артиллеристы, а были в российской армии в то время и такие, носили чёрные каски, как драгуны и кирасиры, и тёмно-зелёные куртки с чёрной отделкой, как в пешей артиллерии, белые суконные панталоны с сапогами в парадном строю, в походе — серые рейтузы на боковых путницах, как в кавалерии...Сравнивая униформу российской и французской армий, нетрудно заметить, что во Франции она была излишне пышной, особенно в гвардии, и содержала слишком уж много разных декоративных деталей. Униформа российской императорской армии в рамках существовавших традиций была значительно скромнее, но в целом выглядела более элегантной, а в практическом плане была и более функциональной.



Источник

Просмотров: 29 | Добавил: Dmitrij | Теги: 1812, Отечественной, войны, Всадники-солдатики, года | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Учётная карточка


Новости по дням

«  Июнь 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30


#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #СилаVПравде, #русскаявесна, #политика, #военные, #войнанаукраине


⚡⚡⚡ ЛЕНТА СОБЫТИЙ ⚡⚡⚡



Новости партнёров

work PriStaV © 2025 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется uCoz
Наверх