Недавно в Государственной думе предложили запретить в России движение «чайлдфри», отправив в Министерство юстиции соответствующее обращение. При этом один из активных сторонников запрета «идеологии чайлдфри» член комитета Госдумы по безопасности Бийсултан Хамзаев признал, что чайлдфри как организации не существует юридически. То есть, по сути, речь идёт о борьбе с ветряными мельницами.Вообще, запрет какой-либо аббревиатуры или наименования сам по себе ничего не значит и мало на что влияет. Если запретить какое-то слово и при этом больше ничего не делать, не вникая в корень проблемы, то такой запрет ни на что не повлияет. К примеру, в России официально запрещено ИГИЛ, однако никакой борьбы с радикальным исламизмом практически не ведётся, в результате чего флаги этой запрещённой организации даже попадают в тюрьмы, где сидят террористы. В России запрещён Талибан, однако представители этой организации свободно посещают официальные мероприятия и форумы.
Если запрет чайлдфри каким-то образом связывают с возможным улучшением демографической ситуации, то, по мнению автора, абсолютно напрасно – запрет некоего наименования или аббревиатуры, а также употребления некоторых слов и выражений никак не способен повлиять на демографическую ситуацию в России. Феномен «чайлдфри» и его истокиСлово «чайлдфри» автор впервые услышал совсем недавно (до этого на глаза оно ему не попадалось) – слово это западное, и в России, прямо скажем, не слишком распространено. В СМИ пишут, что под ним подразумевается «идеология, которая пропагандирует добровольный отказ от детей». Звучит достаточно расплывчато, не правда ли? Чтобы прояснить этот вопрос, автору пришлось ознакомиться с несколькими научными статьями на эту тему.Если не вдаваться в ненужные подробности, то слово childfree (чайлдфри) активно вошло в обиход феминисток после студенческой «революции» 1968 года, которая творилась во имя освобождения пола как альтернативы марксистскому освобождению труда, и о которой автор не раз писал в предыдущих материалах (см. например «Новые левые» и «революция» 1968 года). То есть истоком данного движения (которое сложно назвать идеологией, скорее феноменом) является радикальный феминизм, частью которого оно и является.Сместив экономический акцент Маркса на культуру, «новые левые» переместили фокус «угнетения» с рабочих на женщин (феминизм), сексуальные меньшинства, безработных, расовых меньшинств и мигрантов, следуя завещанию Герберта Маркузе в «Одномерном человеке». Многие исследователи рассматривают данную революцию как начало череды всевозможных зол: пострадали семейные ценности, традиционные общественные связи, распространился нигилизм и гедонизм. Феминистические концепции поддерживают чайлдфри, как свободу каждого индивида самостоятельно распоряжаться своим телом. Они также поддерживают аборты, которые, по их мнению, не должны контролироваться государством. По мнению феминисток, женщина должна самостоятельно решать, реализовываться ли ей в рамках семейной жизни или нет. Феминистическое разрушение семьи привело к падению рождаемости во многих развитых странах. Ей также способствовала гедонистическая культура, характерная для современного Запада. Чайлдфри, по мнению феминисток и «новых левых», является признаком свободы и независимости, стремления к беспроблемной жизни. «Какое чудесное время – молодость! И какое глупое преступление – потратить её на детей» – это высказывание принадлежит Бернарду Шоу, который, к слову, в течение всей своей жизни так и не пришёл к мысли о необходимости детей. Мотивацию, которую нам предлагает Шоу, можно отнести к гедонизму, желанию наслаждаться жизнью и получать от неё удовольствие, не имея при этом детей.Таким образом, феномен чайлдфри напрямую связан с проблемами современного массового общества и леволиберальной культуры.На что повлияет запрет чайлдфриЧто в этом отношении даст запрет чайлдфри? На этот вопрос можно сразу же ответить – практически ничего. Запрет феномена childfree никак не повлияет на решение семьи о том, заводить ребёнка или нет, потому что причины этого могут быть самые разные. Кто-то не делает этого по финансовым причинам, кто-то в первую очередь думает о карьере и откладывает зачатие ребёнка «на потом» и т. д. Как запрет чайлдфри повлияет на решение девушек?Конечно, можно запретить группы (если таковые есть), которые целенаправленно пропагандируют женщин не иметь детей. Но те, кто не хотел этого делать, от этого не изменят своего решения. Если Роскомнадзор начнёт удалять комментарии или заводить статьи на молодых девушек, которые в социальных сетях будут писать о том, что они не хотят иметь детей, то никакого эффекта кроме раздражения это не вызовет. Но до этого дело, видимо, всё-таки не дойдёт, ибо уполномоченная по правам ребёнка республики Татарстан Ирина Волынец недавно заявила: «Надо успокоить всех: тех, кто отказался иметь детей, наказывать не собираются. Речь идет об идеологии, о насаждении этой субкультуры в умах наших людей и молодежи. Все эти влияние так называемого цивилизованного мира приводит к тому, что многие представители молодого поколения сознательно отказываются иметь детей.»Опять-таки звучит всё очень туманно и расплывчато. Неясно, о каких тогда вообще методах борьбы с чайлдфри кроме запрета деятельности каких-то групп в социальных сетях идёт речь? Скептически смотрят на подобные запреты и эксперты в области демографии. По их мнению, нужно не запрещать чайлдфри, это малоэффективно, а насаждать другую идеологию – семейную. Демограф Владимир Тимаков, например, считает, что преграду течению чайлдфри вряд ли удастся поставить, а вот мотивировать семьи рублём, чтобы детей рождалось больше, необходимо.Истинные причины демографической катастрофыДействительно, одной из главных причин катастрофической демографической ситуации в России является разрушение института семьи и проблема абортов. По данным ЕМИСС, в 2020 году в России распалось 73 % браков. В 2021 году количество разводов выросло по сравнению с 2020 годом на 14 % (количество браков при этом, правда, тоже выросло).Дело в том, что в обществе постмодерна произошла трансформация функций семьи, связанная с тем, что сексуальность освобождается от репродуктивной функции, от вековой связи с родством и потомством, становясь полностью автономной. Главной же фигурой эпохи постмодерна становится потребитель, который стремится получить максимум удовольствий «здесь и сейчас» и избегает излишней привязанности к людям, делу, месту.Кроме того, на данный момент мы живём в сугубо материалистическом обществе, где в центре мышления и жизни людей стоят экономические представления. Деньги и иные материальные ценности играют в современном обществе потребления ключевую роль. Это же касается и семейных и брачных установок, когда наличие или отсутствие денег у партнёра может стать поводом для поддержания или прекращения отношений. Представления об успешности ныне становятся всё более далёкими от семейных ценностей.Таким образом, институт семьи находится в кризисе, и поэтому государству логично было бы заниматься пропагандой семьи, брака и традиционных ценностей, а также возрождения нации. Ведь уровень рождаемости, как показывает практика, далеко не всегда растёт с ростом уровня жизни, поэтому данная проблема не имеет лишь экономического решения. Подход должен быть комплексным – пропаганда семейных ценностей должна сопровождаться финансовыми поощрениями и законодательными инициативами. Государство должно всячески поддерживать молодые семьи, которые планируют/ждут ребёнка (субсидиями, долгосрочными кредитами и т. д.), а также поощрять уход девушки с работы ради воспитания ребёнка.Предпринимать шаги для улучшения демографической ситуации необходимо (чтобы в один прекрасный день сюжет романа-антиутопии «Мечеть Парижской богоматери» не стал реальностью), однако запрет феномена чайлдфри сложно назвать шагом в этом направлении.
Источник
|