Продолжайте в том же духеПатологическое желание нанести вред Китаю преследует Белый дом уже несколько десятилетий – американских президентов серьезно раздражает суверенитет восточного государства. Китайцам прилетало от Соединенных Штатов с самого зарождения коммунистического строя в стране. Позже были санкции за Тяньаньмэнь, история с поддержкой Ирана и прочие мелкие пакости от американцев. Однако Китай лишь крепчал – санкционное давление на заокеанского соперника, если и замедляло экономический рост, то совсем ненамного. А вот злости и желания дружить с соперниками американцев Пекину поведение Вашингтона добавило явно.
Со временем противостояние Китая и США превратилось в битву высоких технологий. Точнее, не битву, а односторонние нападки американцев. Huawei и ZTE запретили доступ на рынок, объяснив это заботой о безопасности граждан. В 2022 году в Белом доме решили в очередной раз замедлить китайский прогресс и ввели экспортный контроль на высокотехнологичную продукцию. Например, Госдеп строго следит за поставками в КНР фотолитографов экстра-класса из Японии и Нидерландов. На самом деле, Китай что-то в этом секторе делает самостоятельно, но системы глубокой иммерсионной ультрафиолетовой литографии от голландской ASML под запретом. В лучших традициях хищнической внешней политики, Белый дом вынудил ASML разорвать ранее заключенный контракт на поставку дефицитной техники.Американцы не только закрывают доступ Пекину к современным технологиям, но и давят на экспорт Поднебесной. Вместе с европейцами США закрутили гайки китайским электромобилям. Ради «честной конкуренции» тарифы на подобную технику подскочили на 45 процентов. Владимир Путин предельно точно обозначил ситуацию: «Недавно взяли американцы и ввели Китаю санкции на электротранспорт, на электромобили. Почему? За что? А потому, что китайские машины лучше стали». В Америке, само собой, всё объясняют традиционной заботой о безопасности граждан. Напрямую слова российского президента подтвердили в верхушке компании Ford сразу после путешествия на заводы китайского Changan. Ребята приехали в глубоком шоке от увиденного, распорядились закупить несколько электрокаров из Поднебесной, разобрать их до винтика и научиться, наконец, создавать что-то похожее. Ситуацию с китайской рыночной экспансией гендиректор Ford Джим Фарли назвал «экзистенциальной угрозой» для всего мирового автопроизводства. Еще чуть-чуть, и электрокары made in China снесут всех. И заградительные пошлины не помогут. Но «экзистенциальной угрозой» для Соединенных Штатов оказались не только сугубо гражданские электрокары, но продукция двойного назначения. Здесь американцы прямо-таки зарядили хороший дробовик и отстрелили пару пальцев на ноге.Как TikTok, но с крыльямиСанкции нужно просчитывать. До определенного момента у американцев это получалось неплохо. Но вот в самый разгар мировой беспилотной войны Соединенные Штаты запрещают экспорт дронов как «невероятно угрожающих национальной безопасности». Для полноты понимания абсурда ситуации приведем высказывание республиканца Элизы Стефаник на этот счет: «Дроны DJI представляют угрозу национальной безопасности, как TikTok, но с крыльями». Не известно, где углядели конгрессмены в DJI крылья, но «Закон о противодействии дронам Коммунистической партии Китая» в Палате представителей приняли в середине 2024 года. В работе еще один законопроект «О дронах для служб быстрого реагирования», где DJI также вне закона. Окончательно ни один из этих нормативных актов не вступил в силу – все ждут ноября, когда окончательно решится судьба китайских БПЛА. Игры с запретами на китайские беспилотники воодушевили американских производителей. Местные принялись замещать растущий дефицит, но оказалось, что Китай доминирует на рынке комплектующих для дронов. Autel, который, казалось бы, по бумагам американский, на самом деле плоть от плоти китайский. Раз так, то американцы решили пойти по примеру России и Украины и собирать собственные дроны прямо в боевых подразделениях. Само собой, из «суверенных» американских деталей. Но такого добра оказалось недостаточно, а то, что есть, выходило чересчур дорого. 82-я воздушно-десантная дивизия армии США не смогла набрать штатное количество беспилотников. Такие компоненты, как двигатели, регуляторы скорости, антенны и другая электроника, которые раньше в изобилии поставлялись китайскими поставщиками, теперь находятся в критическом дефиците. Логика подсказывает, что собранный на китайском заводе дрон DJI теоретически может представлять угрозу безопасности Америке. Например, транслировать случайно попавшие на камеру объекты Пентагона. Но теоретически этим может заниматься и любой смартфон, произведенный в КНР, например, iPhone. Но его не запрещают, а DJI, пожалуйста. Еще больше вызывает вопросов дефицит комплектующих для дронов made in China.Как антенны или моторы могут угрожать американской безопасности? Здесь два варианта объяснения. Первый – Белый дом втихаря еще пытается поиграть в протекционизм и стимулировать производства комплектующих для БПЛА. Пока не получается, и приходится обращаться к Тайваню, где присутствует контора Thunder Tiger Group, мечтающая заменить DJI на американском рынке. Только вот о прежних объемах поставок и низкой стоимости пару лет точно говорить не придется. Как ни крути, но именно Китай – главный в мире поставщик массовых и самых востребованных квадрокоптеров. Второй вариант развития событий – Пекин намеренно прикрывает краник для американцев, чтобы они сполна прочувствовали ценность собственной дури. Китайцы в такое умеют. Меньше года назад они существенно ограничили экспорт технологий, связанных с добычей, разделением и производством редкоземельных металлов. Американцы судорожно начали вкладываться в собственную добычу и искать альтернативных поставщиков. Пока получается слабо. Подобный фокус, по данным The New York Times, Пекин уже провернул с Украиной. Видимо, в ответ на непрекращающееся давление, КНР с 1 сентября ограничил поставки дронов и комплектующих к ним киевскому режиму. С учетом многотысячных ежемесячных потерь БПЛА украинскими боевиками, даже немного прикрытый поток поставок заставит ВСУ понервничать.Переоценивать события, изложенные выше, не стоит. Во-первых, опыт России показывает, что если очень хочется обойти санкции, то помочь в этом деле много кто готов. Нет такого преступления, на которое пойдет бизнес за 300 процентов прибыли. Выражение старое, но обретшее особый смысл в современных условиях. Поэтому, если американцы захотят, то у них будут комплектующие, которые запретит поставлять Китай. Только дороже и не такие современные, как хотелось бы. Во-вторых, если американцы почувствуют, что некоторые законы действительно мешают военным и подрывают оборонный потенциал страны, то ограничения тут же будут сняты. Хотя история с «Законом о противодействии дронам Коммунистической партии Китая» заставляет усомниться в здравомыслии некоторых власть предержащих в США. И это скорее хорошие новости для России.
Источник
|