Главная » 2025»Октябрь»28 » Зачем Израилю противопартизанский самолёт Skyraider II?
03:25
Зачем Израилю противопартизанский самолёт Skyraider II?
В ходе боевых действий в Корее и в Юго-Восточной Азии очень активно применялись поршневые штурмовики Douglas A-1 Skyraider, которые при выполнении ряда задач демонстрировали более высокую, чем реактивные самолёты, эффективность. Достоверно неизвестно, где и когда «Скайрейдер» совершил свой последний боевой вылет, но имеются документы, подтверждающие, что несколько таких самолетов принимали участие в вооруженном конфликте в Чаде в 1979 году. С учётом того, что прототип «Скайрейдера» впервые поднялся в воздух 18 марта 1945 года – то есть ещё до разгрома нацистской Германии, такое долголетие внушает уважение.Штурмовик A-1J, принадлежавший 176-й ударной палубной эскадрильи ВМС США, действовавшей во Вьетнаме, 1966 годСекретом успеха, казалось бы, безнадёжно устаревшего после наступления «реактивной эры» боевого самолёта, разрабатывавшегося как палубный торпедоносец и пикирующий бомбардировщик, стала его феноменальная надёжность и живучесть, сочетающиеся с мощным вооружением, большой продолжительностью полёта и неприхотливостью к взлётно-посадочным полосам. Кроме того, благодаря относительно невысокой скорости полёта, хорошей манёвренности и приёмистости поршневого двигателя пилот штурмовика при должном уровне подготовки мог очень точно применять авиационные средства поражения. Что было крайне востребовано при проведении противоповстанческих и поисково-спасательных операций, а также в ходе отражения атак вражеской пехоты в непосредственной близости от своих передовых позиций. Немаловажную роль играли намного меньшая по сравнению с реактивными боевыми самолётами стоимость полётного часа и возможность быстро подготовить штурмовик к повторному боевому вылету.
Сравнивая поршневой штурмовик А-1 с реактивными истребителями-бомбардировщиками, можно констатировать, что на «рабочей» скорости 500-600 км/ч, при отсутствии внешнего целеуказания времени для визуального обнаружения цели (с учётом реакции пилота) зачастую не хватает. Реактивные боевые самолёты, созданные для борьбы со скоплениями войск и разрушения укреплённых позиций в «большой войне», действуя против разного рода рассеянных на местности повстанцев, зачастую расходовали средства поражения нерационально. В этом случае уместна аналогия с кувалдой и молотком. При определённой сноровке небольшие гвозди можно забивать и кувалдой, но молоток для этого подходит гораздо лучше.Помимо ВМС, ВВС и КМП США поршневые «Скайрейдеры» эксплуатировались военно-воздушными силами Великобритании, Габона, Камбоджи, ЦАР, Чада, Швеции, Южного Вьетнама и Франции.Трофейный А-1Н в «Музее жертв войны» в городе ХошиминПосле падения Сайгонского режима, несколько десятков боеспособных самолётов этого типа достались в качестве трофеев Северному Вьетнаму.В честь очень заслуженного штурмовика А-1 наименование Skyraider II присвоили турбовинтовому самолёту OA-1K, производимому совместно компаниями Air Tractor и L3Harris Technologies.Предпосылки к появлению лёгкого боевого турбовинтового самолёта OA-1K Skyraider IIМиниатюризация, повышение надёжности и удельной мощности турбовинтовых двигателей позволило создать достаточно компактные ТВД, пригодные для установки на лёгкие учебно-тренировочные самолёты.В августе 1978 года началось серийное производство самолёта PC-7 Turbo Trainer. Этот УТС, спроектированный специалистами швейцарской фирмы Pilatus, не был первой «летающей партой» такого назначения с турбовинтовым двигателем, но именно эта машина благодаря удачному сочетанию высоких лётных данных, надёжности и относительно низким эксплуатационным расходам получила широкое распространение. Учебно-тренировочный РС-7 эксплуатировался более чем в 25 государствах. С учётом модернизированных вариантов было построено более 600 экземпляров.Самолёты PC-7 Turbo Trainer ВВС АвстрииОчень скоро к эксплуатантам PC-7 пришло понимание, что этот самолёт помимо выполнения учебно-тренировочных задач пригоден для использования в роли лёгкого штурмовика или разведчика-корректировщика. Особенно это было актуально для стран «третьего мира», ограниченных в финансах и имеющих проблемы с разного рода инсургентами. Для нанесения ударов по наземным целям РС-7 были впервые использованы в боевых действиях против левых повстанцев в 1982 году в ходе гражданской войны в Гватемале. Самолёты этого типа в 1980-1990-е годы участвовали по меньшей мере в семи вооруженных конфликтах в Азии, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Позже появилась модификация РС-9 с улучшенным БРЭО и новым более мощным двигателем, но из-за более высокой стоимости и экспортных ограничений, налагаемых правительством Швейцарии на поставки оружия в страны с высоким уровнем насилия, заметного экспортного успеха этот самолёт не имел. Вслед за «Пилатусом» в первой половине 1980-х на мировой рынок вооружений вышел бразильский EMB 312 Tucano, который с самого начала позиционировался не только как учебно-тренировочный, но и как лёгкий штурмовик. Учебно-боевой самолёт EMB 312 TucanoЕщё на стадии проектирования была поставлена задача минимизации стоимости жизненного цикла, и «Тукано» стал одним из наиболее удачных и коммерчески успешных учебно-боевых самолетов конца 20-го века, получив заслуженное признание как в Бразилии, так и за рубежом. Под фирменным обозначением EMB 312 Tucano выпускались две модификации: Т-27 и АТ-27. Первый вариант в основном предназначен для углублённой подготовки лётного состава и выполнения тренировочных полётов. Второй – это лёгкий штурмовик, на котором устанавливались бронеспинки и осуществлялось локальное бронирование кабины.Известно о поставках «Тукано» в Гондурас, Египет, Ирак, Иран, Парагвай, Перу, Колумбию и Венесуэлу. Почти во всех этих странах турбовинтовые машины использовались в боевых действиях против соседей или во внутренних разборках. Турбовинтовые штурмовики, созданные в 1970-1980-е годы на базе учебно-тренировочных «Пилатус» и «Тукано», оказались очень удачным решением для многих стран, нуждавшихся в самолётах такого назначения. Конечно, однодвигательные самолёты несколько уступают по боевой живучести и ударному потенциалу специально спроектированным двухдвигательным турбовинтовым штурмовикам: OV-10 Bronco, OV-1 Mohawk и IA-58A Pucarа. Однако далеко не все государства, испытывающие потребность в антипартизанских самолётах, по политическим и экономическим причинам могли позволить себе приобрести специализированные штурмовики.Ещё более удачным в роли лёгкого штурмовика оказался EMB-314 Super Tucano, серийное производство которого началось в 2003 году. От ранней модели эта машина помимо более мощного двигателя отличалась новым фонарём кабины, усовершенствованной авионикой с жидкокристаллическими индикаторами и возможностью использования приборов ночного видения. В дополнение к инерциальной навигационной системе, в состав БРЭО введён приемник спутниковой навигации. Кабина и наиболее уязвимые конструктивные элементы прикрыты броневыми преградами из кевлара. Вооружение также стало гораздо мощней. Для противодействия ракетам с тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей.Учебно-боевой самолёт EMB-314 Super TucanoС целью облегчения доступа «Супер Тукано» на международный рынок вооружений американская компания Sierra Nevada Corporation и бразильская Embraer организовали совместное производство турбовинтовых самолётов на территории США. В американских вооруженных силах турбовинтовой штурмовик получил обозначение А-29 Super Tucano. Всего выпускалось две модификации, отличающиеся бортовым оборудованием и составом вооружения. Самолёты А-29А и А-29В были приобретены Анголой, Афганистаном, Бразилией, Буркина-Фасо, Ганой, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Индонезией, Колумбией, Ливаном, Мали, Мавританией, Нигерией, Сенегалом, Туркменией, Чили и Филиппинами. Кроме того, несколько А-29 имелось в распоряжении Командования специальных операций ВВС США. В ходе реальных боевых действий выяснилось, что «Супер Тукано» при той же или более высокой эффективности оказались экономически более выгодными и менее уязвимыми к средствам ПВО, чем современные ударные вертолёты.Конкурентом EMB-314 Super Tucano какое-то время считался лёгкий штурмовик AT-6B Texan II от компании Hawker Beechcraft.Лёгкий турбовинтовой штурмовик AT-6B Texan IIЭта машина является вооруженной модификацией двухместного УТС T-6 Texan II, который, в свою очередь, создан на базе швейцарского Pilatus PC-9. Основной причиной победы EMB-314 Super Tucano над AT-6B Texan II, помимо меньшей стоимости, стали более низкие эксплуатационные расходы и больший вес полезной нагрузки. При этом «Супер Тукано» американской сборки комплектовались радиоэлектронным оборудованием, аналогичным устанавливаемому на АТ-6В Texan II.Бразильский «Супер Тукано» является очень удачным противопартизанским самолётом, который также неоднократно привлекался для перехвата самолётов, перевозящих контрабандные наркотические вещества. Однако для выполнения некоторых специфических задач требовались ещё более простые, дешевые, но в то же время грузоподъёмные машины.В начале «нулевых» для распыления дефолиантов на незаконные плантации коки в Колумбии использовались самолёты Air Tractor AT-802, изначально предназначавшиеся для обработки сельскохозяйственных полей и тушения пожаров. Сброс огнегасящей жидкости с самолёта Air Tractor AT-802FОсобенностями этого самолёта являются высоко поднятая кабина, что обеспечивает хороший обзор, высокая манёвренность и управляемость на малых высотах.Охрана плантаций наркотического сырья не могла безучастно наблюдать за тем, как её лишают источника доходов, и обстреливала «Воздушные тракторы» из всех имеющихся у них стволов. В распоряжении боевиков наркокартелей и левацких повстанческих группировок имеется не только лёгкое стрелковое оружие, но и крупнокалиберные зенитные пулеметы и гранатометы РПГ-7, поэтому полёты на уничтожение плантаций коки были связаны с большим риском для пилотов. Положение усугублялось ещё и тем, что «на боевом курсе» при распылении химикатов AT-802 летели, не маневрируя, с малой скоростью. После того как самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, в полевых условиях пришлось провести экстренную доработку. Кабину с боков и снизу прикрыли импровизированной бронёй – противопульными жилетами, а топливные баки стали заполнять нейтральным газом. Однако пассивными мерами повышения живучести не ограничились. В «боевых вылетах» летающие опрыскиватели сопровождали штурмовики EMB-312 Tucano.Опыт использования самолётов AT-802 в Колумбии подтолкнул специалистов компании Air Tractor к созданию специализированного антиповстанческого самолёта, который должен был соответствовать требованиям программы LAAR (Light Attack / Armed Reconnaissance – Лёгкая атака / Вооруженная разведка), запущенной ВВС США. В этой программе также участвовали турбовинтовые боевые самолёты AT-6B Texan II, A-29 Super Tucano и OV-10Х Bronco.Самолёт AT-802U Sky Warden, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки, ведения воздушной разведки, наблюдения и корректировки действий сухопутных сил, был впервые представлен на авиакосмическом салоне Ле-Бурже в 2009 году.Двухместный турбовинтовой «Небесный хранитель», созданный совместно компаниями Air Tractor и IOMAX, от сельскохозяйственного AT-802F отличался наличием противопульного бронирования двигателя и бортов кабины, пуленепробиваемым остеклением кабины, протектированными топливными баками и более прочным планером. Легкий ударно-разведывательный самолёт AT-802U Sky WardenСамолёт с максимальной взлётной массой 7257 кг был оснащён двигателем Pratt & Whitney Canada PT6A-67F мощностью 1600 л.с., обеспечивающим в горизонтальном полёте скорость до 370 км/ч. Крейсерская скорость – 290 км/ч. Практическая дальность полёта – 2960 км. Ресурс планера – 12 000 часов. Стоимость самолёта, полностью укомплектованного электронными системами, составляла $17 млн, а эксплуатационные расходы – около $500 за час полёта. Сохранена возможность установки бака с химикатами и опрыскивателей. В отсеке, где устанавливается бак, также возможна перевозка различных грузов, размещение дополнительного оборудования и топливных баков. Для вооружения и контейнеров с прицельно-поисковыми системами и аппаратурой противодействия зенитным ракетам на самолёте имеется 9 узлов подвески. В состав вооружения входят как управляемые, так и неуправляемые авиационные средства поражения массой до 4000 кг: 7,62-12,7-мм пулемёты, 20-мм пушки, блоки с 70-мм НАР и бомбы массой до 227 кг, а также управляемые ракеты «воздух – земля» с лазерным наведением AGM-114M Hellfire и Roketsan Cirit.Применение управляемых боеприпасов обеспечивал оптоэлектронный прицельный комплекс AN/AAQ 33 Sniper xr, работающий в видимом и ИК-диапазонах. Для наблюдения и поиска целей предназначена комбинированная (ИК и телевизионная) камера L3 Wescam MX-15Di. Она размещена в нижней передней полусфере на турельной установке и оборудована линией связи «самолёт – земля», работающей в защищённом режиме с приемниками видеосигнала ROVER, что позволяет передавать изображение в режиме реального времени. Экипаж самолёта имеет возможность осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и автоматическое сопровождение наземных (надводных) целей на дальностях 15-20 км в любых погодных условиях и в любое время суток, их подсветку лазером и наведение управляемого авиационного оружия.После презентации AT-802U был передан действовавшему в Колумбии подразделению американского Управления авиации Бюро по борьбе с наркотиками (также известно как INL Air Wing). Самолёт прошел обкатку в «полевых условиях», однако подробности не раскрывались.Вслед за разведывательно-ударным Sky Warden свет увидел самолёт Аrchangel BPA, над которым также поработали специалисты компании IOMAX. Базой для этой машины стал сельскохозяйственный самолёт Thrush 710, который конструктивно очень близок к Air Tractor AT-802, но имеет лучшие лётные данные. Самолет Thrush 710 развивает большую на 35 км/ч скорость и имеет лучшее соотношение веса полезной нагрузки и запаса топлива.Выставочный образец самолёта Аrchangel BPA«Архангел» с взлетной массой 6720 способен на крейсерской скорости 324 км/ч покрыть 2500 км и патрулировать в воздухе с боевой нагрузкой до 5 часов. Он предназначен для самостоятельного поиска и уничтожения небольших групп боевиков, когда применение боевых вертолётов, реактивных истребителей или штурмовиков затруднено с точки зрения боевой эффективности или нецелесообразно по экономическим соображениям.Основной упор при создании этого самолёта был сделан на применение высокоточного оружия — он не несёт пушек и пулемётов. На шести подкрыльевых узлах подвески может быть размещено до 16 70-мм ракет Cirit с лазерной системой наведения, до 12 ракет AGM-114 Hellfire, до шести управляемых авиабомб JDAM или Paveway II / III / IV. «Архангел» в ударном варианте способен принять больше оружия на внешних подвесках, чем любой другой самолёт аналогичной весовой категории. По сравнению с «Небесным хранителем», самолёт «Архангел» оборудован более совершенным БРЭО и может нести контейнер с электронно-оптической разведывательно-поисковой аппаратурой производства FLIR Systems. На «Архангеле» имеется централизованная система датчиков предупреждения о высокочастотном и лазерном облучении, а также пуске зенитных ракет.На самолёте модификации Аrchangel ВРА Block I двухместная кабина с тандемным расположением экипажа оснащена двойным управлением и цветными многофункциональными индикаторами у пилота и оператора в задней кабине.По возможности применения управляемого вооружения и ведению разведки «Архангел» существенно превосходит «Небесного хранителя», который изначально создавался как классический противопартизанский самолёт и имеет не столь совершенное БРЭО. Благодаря наличию развитого прицельно-разведывательного электронного комплекса, «Архангел» может быть одинаково эффективен в тайных операциях, при оказании непосредственной авиационной поддержки и в рутинных патрульных полётах. Большая часть бронезащиты на Аrchangel BPA сделана быстросъёмной и монтируется в зависимости от характера выполняемого задания. Сообщается, что некоторые элементы защиты могут держать попадания 12,7-мм пуль, выпущенных с дистанции 500 м.В июле 2014 года состоялся первый полёт разведывательно-ударного самолёта модификации Archangel Block 3, внешне существенно отличающейся от ранних вариантов. Этот летательный аппарат имеет улучшенную аэродинамику и внешне сильно напоминает немецкий пикирующий бомбардировщик Ju 87 периода Второй мировой.Разведывательно-ударный турбовинтовой самолёт Аrchangel ВРА Block IIIАrchangel ВРА Block III получил «стеклянную кабину» и ещё более совершенный прицельно-навигационный комплекс и вооружение. Двухместная кабина пилота и оператора вооружения сдвинуты и приподняты, что улучшило обзор вперед и вниз. Это также освободило пространство в хвостовой части фюзеляжа для размещения электронных блоков БРЭО и другого оборудования. Более рациональная компоновка позволила увеличить объём топливных баков, что положительно сказалось на продолжительности полёта.В распоряжении пилота Аrchangel ВРА Block III появился комплект авионики CMC Esterline Cockpit 4000, совместимой с аппаратурой ночного видения. В кабине оператора вооружения установлены три многофункциональных дисплея и передняя панель управления UFCP. Для наблюдения и поиска целей используется подвесной контейнер с интегрированной оптоэлектронной системой L3 Wescam MX-15 / Star SAFIRE 380 HLD, способной работать в условиях плохой видимости и ночью.Особое внимание было уделено защите от средств ПВО, которые могут иметься в распоряжении повстанческих группировок. По сравнению с AT-802U, тепловая заметность самолёта существенно снижена, что должно уменьшить вероятность захвата ИК ГСН переносных зенитных ракетных комплексов. При выполнении полётов в районах с высоким риском применения современных ПЗРК, кроме тепловых ловушек, может использоваться подвесной контейнер TERMA AN / ALQ-213 с лазерной аппаратурой, ослепляющей головку самонаведения.Подвесной контейнер противодействия ракетам с тепловым наведением TERMA AN / ALQ-213Аппаратура TERMA AN / ALQ-213, сопряженная с БРЭО самолёта, в автоматическом режиме обнаруживает пуск ЗУР, радиолокационное и лазерное облучение, осуществляет отстрел радиолокационных и тепловых ловушек, а также помогает построить манёвр уклонения.Новейшая модификация «Архангела», оснащенная совершенной разведывательно-поисковой аппаратурой, способна обнаруживать цели и уничтожать их управляемым оружием, не входя в зону действия систем ПВО малой дальности. В то же время Аrchangel ВРА Block III является весьма дорогим самолётом, не доступным небогатым государствам «третьего мира». В полной комплектации его цена в 2017 году составляла более $22 млн, а стоимость лётного часа – почти $800. Кроме того, в силу экспортных ограничений, налагаемых американским правительством, не все страны могут приобрести самолёт с такими электронными системами и вооружением. Специально для государств, стеснённых в средствах и находящихся под санкциями, ограничивающими поставки высокотехнологичных изделий оборонного назначения, болгарская компания LASA на базе сельскохозяйственного Trush 510G создала лёгкий противопартизанский штурмовик T-Bird, впервые представленный на аэрокосмической выставке Paris Air Show-2017. Самолёт T-Bird, представленный на аэрокосмической выставке Paris Air Show-2017Одноместный штурмовик T-Bird оснащён относительно простым прицельно-поисковым электронным оборудованием, созданным австрийской фирмой Airborne Technologies, включающим в себя подвесной контейнер Self Contained Aerial Reconnaissance (SCAR), дисплеи отображения информации и коммуникационный комплекс Airborne Lynx Command and Control System. Концепция самолёта в основном ориентирована на применение дешевых неуправляемых ракет и бомб, а также стрелково-пушечного вооружения. Заявлено, что кабина и ряд важных узлов защищены от пуль винтовочного калибра, выпущенных с дистанции 300 м. С учётом специфики применения самолётов такого назначения достоверных данных о поставках ударно-разведывательных машин, созданных на базе сельскохозяйственных самолётов AT-802, Trush 510G и Thrush 710, нет. Однако эти боевые самолёты всё же регулярно попадают в объективы камер журналистов, присутствующих в зоне проведения военных операций в разных частях мира. Помимо американского антинаркотического ведомства эксплуатантами являются ОАЭ, Египет и Иордания. Также известно, что «сельскохозяйственные штурмовики» использовались в боевых действиях на территориях Йемена и Ливии. В 2018 году двенадцать самолётов Аrchangel ВРА приобрела Кения. По неподтверждённым данным, антипартизанские самолёты замечены в Анголе, Нигере, Судане и Кот-д'Ивуаре. Несмотря на то, что в российском сегменте Интернета над «сельскохозяйственными штурмовиками», как и над истребителем F-35, принято иронизировать, устойчивый спрос на эти машины на мировом рынке вооружений имеется. Известно, что одних только AT-802U Sky Warden продано не менее 38 единиц. Какое-то количество таких боевых самолётов имеется в распоряжении частных военных компаний, действующих по контракту с правительствами стран, борющихся с разного рода вооруженными группировками. С учётом того, что «частные» штурмовики зачастую не несут никаких опознавательных знаков и иногда наносят удары по населённым пунктам в неконтролируемых правительственными силами районах – это вызывает вопросы правого характера.Создание самолёта OA-1K Skyraider II, его характеристики, возможности, и зачем он нужен ИзраилюХотя на базе американских сельскохозяйственных «воздушных тракторов» было создано несколько отличающихся друг от друга составом БРЭО, вооружения, защищённостью и лётными данными боевых самолётов, работы в этом направлении не прекратились. В августе 2022 года Командование специальных операций США выбрало представленный совместно компаниями L3Harris и Air Tractor самолёт AT-802U Sky Warden для закупок в рамках программы Armed Overwatch (Вооруженный дозор). Всего на выпуск 75 единиц было запланировано выделение более $3 млрд. В качестве аванса производитель получил $170 млн для постройки шести самолётов первой серийной партии. Предусматривалось, что такой самолет, задействованный в «неконвенциальных боевых действиях» будет оказывать непосредственную поддержку с воздуха, наносить точечные удары, осуществлять вооруженную разведку и наблюдение, обеспечивать передовое наведение «больших самолётов» и координацию действий отдельных групп спецназа. Однако уже в 2023 году сообщалось, что количество запланированных к приобретению самолётов снижено до 63 единиц. На этом фоне звучали голоса скептиков, предрекавших, что программа Armed Overwatch будет свёрнута. Но в апреле 2025 года стало известно, что компания L3Harris Technologies поставила Командованию специальных операций военно-воздушных сил США (United States Air Force Special Operations Command – AFSOC) первый разведывательно-ударный турбовинтовой самолет, получивший в ВВС США официальное обозначение OA-1K Skyraider II.Самолёт OA-1K Skyraider IIПо БРЭО и вооружению OA-1K Skyraider II близок к самолёту Аrchangel ВРА Block III, но в состав средств связи введена спутниковая аппаратура позволяющая транслировать данные и получать целеуказание в реальном режиме времени. При максимальной взлётной массе 7260 кг и использовании подвесных баков практическая дальность превышает 2400 км. Боевой радиус – 1275 км. ТВД Pratt & Whitney PT6A-67F с взлётной мощностью 1600 л.с. обеспечивает максимальную скорость полёта 395 км/ч. Крейсерская скорость – 330 км/ч. Скорость сваливания – 169 км/ч. Практический потолок – 3000 м. Длина самолёта – 11,4 м. Размах крыльев – 18,06 м. Благодаря прочным стойкам неубирающегося шасси и колёсам большого диаметра имеется возможность действовать со слабо подготовленных взлётно-посадочных полос. Для подвески вооружения, контейнеров с прицельно-поисковой аппаратурой и системами противодействия средствам ПВО имеется десять внешних узлов. В отличие от самолёта Аrchangel ВРА, не несущего стрелково-пушечного вооружения, предусмотрена подвеска 12,7-мм пулемётов или 20-мм пушек в контейнерном исполнении, что, безусловно, расширяет круг решаемых задач. Сборка самолетов осуществляется на предприятии Air Tractor в городке Олни (штат Техас), после чего они перегоняются для дооборудования электронными системами в производственный центр L3Harris на территории аэропорта в городе Талса (штат Оклахома).Спутниковый снимок Google Earth: самолёты AT-802 на предприятии Air Tractor в Олни. Снимок сделан в декабре 2023 годаАмериканские источники пишут, что первая партия самолетов OA-1K поступит на вооружение 17-й эскадрильи 492-го крыла специальных операций AFSOC, дислоцированной на авиабазе Уилл Роджерс ВВС Национальной гвардии в Оклахоме.24 октября 2025 года новостные агентства опубликовали информацию, что в Оклахоме при выполнении тренировочного полёта потерпел аварию самолет OA-1K Skyraider II. Находившиеся на борту два члена экипажа: один гражданский подрядчик и один военнослужащий ВВС США – в лётном происшествии не пострадали.Противопожарная служба Израиля уже имеет опыт эксплуатации четырнадцати самолетов AT-802F, которые зарекомендовали себя очень хорошо. Но у многих вызвало удивление известие о том, что в середине октября 2025 года американская компания L3Harris и израильская Israel Aerospace Industries (IAI) объявили о заключении партнерского соглашения по адаптации ударного самолета OA-1K Sky Warden для ВВС Израиля. Модифицированная версия, получившая обозначение Blue Sky Warden, должна быть оснащена оборудованием и вооружением, соответствующим требованиям израильского военного ведомства.Заявлено, что израильская сторона, получив базовые самолёты, самостоятельно займется интеграцией собственных бортовых систем и специального оборудования на платформу Blue Sky Warden, как это уже было с истребителем 5-го поколения F-35A.Tурбовинтовой самолет будет оснащен бортовым компьютером IAI с открытой архитектурой для размещения израильского программного обеспечения и специальных функций. Компания IAI поставит и интегрирует свое бортовое оборудование, а также проведет летные испытания и мероприятия по проверке летной годности совместно с Министерством обороны и ВВС Израиля. С учётом того, что Израиль имеет самые мощные и современные ВВС на Ближнем Востоке, возникает вопрос – зачем ему нужны переделанные в боевые машины «кукурузники»?На мой взгляд, возможно два варианта использования «Хранителей синего неба». После событий 7 октября 2023 года, когда вооружённые палестинцы, возглавляемые ХАМАС, проникли на территорию Израиля из сектора Газа, и последовавшей ответной израильской военной операцией, а также обмена ударами с Ираном, в Израиле приняли решение продлить срок службы вертолётов AH-64 Apache. Хотя ранее с целью экономии финансовых ресурсов «Апачи» предполагалось списать, эти машины продемонстрировали востребованность при поддержке пехотных подразделений в секторе Газа и в ходе отражения налётов иранских «Шахедов».По сравнению с боевым вертолётом турбовинтовой Blue Sky Warden способен дольше патрулировать в воздухе и нести более совершенные системы разведки и наблюдения, а также большую боевую нагрузку широкого ассортимента. Кроме того, стоимость лётного часа турбовинтового самолёта многократно ниже, чем у «Апача». С учётом того, что сектор Газа находится совсем рядом, использование реактивных F-16 и F-35 для нанесения авиаударов по заявкам Сухопутных войск и для уничтожения целей, выявленных беспилотниками, зачастую является избыточным и очень накладным для бюджета. Ведь совсем не обязательно сносить тяжелой авиабомбой жилой дом, в одной из квартир которого засел снайпер, когда можно уничтожить его одиночным пуском компактной и относительно дешевой управляемой ракеты или «прочесать» помещение из крупнокалиберных пулемётов. При условии оснащения турбовинтовых самолётов оптимальными для этого контейнерными оптоэлектронными системами или поисковыми радиолокаторами, а также подходящим для уничтожения воздушных целей недорогим вооружением, «Хранители синего неба» могут стать очень эффективными перехватчиками дронов-камикадзе. Помимо пулемётно-пушечного вооружения для борьбы с БПЛА могут использоваться бюджетные ракеты с лазерным наведением, созданные на базе 70-мм НАР.